ИУДЕЙСКАЯ ПУСТЫНЯ - Страница 8

Так, авва Антоний назван настоятелем и основателем лавры пророка Илии близ Иерихона. «Луг духовный» представляет огромный объём сведений о жизни Иудейской пустыни во второй половине VI – начале VII вв. Около 570 г. Иоанн Мосх поселился в Фаранской лавре, позднее жил в монастыре пророка Илии, совершал паломничества на Синай и в Египет, посетил большинство обителей Иудейской пустыни. Ему были знакомы настоятели большинства крупнейших монастырей: архимандриты Конон в лавре преподобного Саввы Освященного, Леонтий и Георгий в монастыре преподобного Феодосия (как полагают исследователи, в разное время), игумены Григорий в Фаранской лавре, Геронтий в монастыре преподобного Евфимия, Феодор в Старой лавре, Агафоний в монастыре Кастеллион, Евстафий в монастыре Спилеон (он же упомянут в Житии преподобного Саввы Освященного), Агиодул в лавре преподобного Герасима и др. В монастыре преподобного Феодосия, по мнению исследователей, по-прежнему подвизалось наибольшее число иноков. Среди них Иоанн Мосх назвал старцев Феодосия, который прежде был епископом города Капитолиада, Конона, Феодула, Патрикия и других выходцев не только из разных провинций, но и из многих социальных слоёв византийского общества. Большое внимание Иоанн Мосх уделял лавре пророка Илии, где он подвизался десять лет и где в то время был великий подвижник пресвитер Стефан. Исследователи отмечают, что особенно много сведений в «Луге духовном» содержится о монахах лавры Каламон. Наряду с киновийными общинами и лаврами в Иудейской пустыне в уединении подвизалось много отшельников в келлиях вдоль вади и в долине Иордана. Так, в лавре пророка Илии известно предание о Феодосии Молчальнике, который прожил в уединении в пустыне 35 лет. Старец Варнава долгое время жил в пещере у Иордана, а затем переселился в лавру Башен. Подобный образ жизни вели старцы Пётр Пустынник, Сисинний, Иоанн Огненный, Александр и др. Среди подвижников Иудейской пустыне начала VII в. также известен преподобный Георгий Хозевит, выходец с Кипра, не упомянутый Иоанном Мосхом. Преподобный Георгий подвизался в монастыре Хозива; получил видение о предстоящем разорении Святой земли. Житие преподобного Георгия Хозевита было написано его учеником Антонием Хозевитом в середине VII в. Период процветания Иудейской пустыни в начале VII в. завершился катастрофой. В ходе византийско-персидской войны в 614 г. персидская армия Шахрбараза захватила Иерусалим и всю Палестину. Места паломничества и монастыри, в том числе большинство обителей Иудейской пустыни, подверглись разорению. Погибло много монахов, которым не удалось бежать в пустыню (см., например, Савваитские преподобномученики); их тела долгое время лежали непогребёнными. Оставшаяся братия лавры преподобного Саввы Освященного два года жила в монастыре аввы Афанасия и боялась возвращаться в свою обитель. Братия монастыря Хозива во главе с игуменом Дорофеем жила в странноприимном доме в Иерихоне, преподобный Георгий переселился в Иерусалим, но затем вернулся в лавру. После разорения постепенно началось восстановление некоторых монастырей, однако в условиях персидской оккупации, последовавшего за нею арабского завоевания, общего сокращения потока паломников на Святую землю и экономического упадка Палестины вернуть монашество Иудейской пустыни к прежнему состоянию было невозможно.

 



 
PR-CY.ru