ИУДЕЙСКАЯ ПУСТЫНЯ - Страница 6

Так, в лавре преподобного Саввы Освященного несколько десятков пещер занимают оба берега Кедронского ущелья протяжённостью около 2 км. Центром лавр служили храм и трапезная, стоявшие неподалёку друг от друга, но никогда не объединявшиеся в одном или смежном здании. Такие монастыри обычно не имели оград или каких-либо укреплений; редко вокруг келлий возводился каменный забор (лавры Марда и Гептастом). Иногда в разных частях монастыря или вокруг его территории сооружались башни (одна или несколько), которые, впрочем, не могли иметь военное значение, но служили лишь неким знаком, оповещавшим о праве монашеской общины на владение занятой ею землёй. Киновийные монастыри (преподобных Феодосия, Мартирия, Евфимия), как правило, представляли собой сложные комплексы построек на относительно ровном участке местности внутри небольшого периметра стен с одними или двумя воротами. Как и у лавр, стены имели, скорее, символическое, чем оборонительное значение. На территории монастыря обычно устраивался внутренний двор, в его центре находились одна или несколько церквей. По периметру стен со всех сторон возводились различные жилые и хозяйственные постройки: келлии монахов, трапезные, странноприимницы, мастерские различного профиля. В монастыре преподобного Феодосия были предусмотрены отдельные помещения для престарелых монахов, находившихся на попечении монастыря, и даже особое место для тех членов братии, на которых была наложена епитимия или которые по разным причинам подвергались отлучению от литургии и лишались общения с остальной общиной. Иногда киновии (как и многие лавры) устраивались на склонах вади при комплексах пещер. В этом случае все постройки монастыря в отличие от построек лавры ставились как можно ближе друг к другу и обносились единой оградой (Хозива, монастырь преподобного Феоктиста). В VI в. в ряде монастырей Иудейской пустыни сложилась группа последователей учения Оригена о предсуществовании душ. Их прибежищем стал монастырь Новая лавра. В 536 г. его игумен Феодор Аскида был отправлен в Константинополь как представитель ИПЦ на Соборе и с этого времени сделал быструю карьеру в столице. Феодор был рукоположён во архиепископа Кесарии Каппадокийской и около 20 лет оставался одним из важнейших советников императора Юстиниана I Великого. Влияние Феодора Аскиды позволяло оригенистам долгое время присутствовать среди монахов Иудейской пустыни. В начале 537 г. игумен лавры преподобного Саввы Освященного Геласий изгнал оригенистов из своего и нескольких других монастырей; однако Новая лавра оставалась под их влиянием. В конце 530 – начале 540 гг. в Новой лавре жил известный богослов Леонтий Византийский. Около 542 г. Иерусалимский патриарх Пётр совместно с игуменами лавры преподобного Саввы Освященного Геласием и монастыря преподобного Феодосия Софронием отправил императору Юстиниану I Великому прошение осудить оригенистов.

 



 
PR-CY.ru