ИУДЕЙСКАЯ ПУСТЫНЯ - Страница 2

В основном, здесь кочевали различные племена и кланы арабов (сарацин), которые пасли скот и жили, как правило, во временных лагерях, иногда укреплённых земляными валами. Именно с ними больше всего контактировали монахи сложившихся в Иудейской пустыне многочисленных монастырей. Окоо 425 г. по просьбе преподобного Евфимия Великого (около 377 – 473 гг.) Иувеналий Иерусалимский крестил Аспебета, одного из вождей арабских племён, и возвёл его в ранг епископа для поселений бедуинов. Упоминания об арабах содержатся, например, в сочинении Иоанна Мосха. Отношения монахов с ними далеко не всегда были мирными; исследователи встречают упоминания о нападениях арабов на отшельников и паломников; исследователи полагают, что были случаи ограбления монастырей. Первые сведения о жизни христиан в Иудейской пустыне традиционно связываются с гонениями императора Диоклетиана в начале IV в. Монахами в Иудейской пустыне становились те, кто предпочитали спасаться в пустыне от преследований. На развитие монашества в Иудейской пустыне повлияла близость этого региона к Египту, где находились наиболее ранние известные христианские обители, а также повышенное внимание христианского мира к Святой земле. В IV–VI вв. интенсивно развивалось почитание святых мест, увеличивался поток паломников в Палестину, некоторые из них стремились остаться здесь и вести аскетический образ жизни. Большинство монахов, о которых упоминается в Житиях, составленных Кириллом Скифопольским, и в «Луге духовном» Иоанна Мосха, прибыли в Палестину впервые как паломники, возможно, посещали святые места не один раз и постепенно пришли к решению остаться в Иудейской пустыне вместе с другими анахоретами. Абсолютное большинство известных исследователям по письменным источникам монахов IV–VII вв. не были жителями Палестины, но приехали сюда из многих регионов Востока и Запада Римской империи. Так, в VI в. в монастыре преподобного Феодосия Великого (Киновиарха) в разных храмах литургия велась на греческом, армянском и фракийском языках. Таким образом, монашество Иудейской пустыни представляло собой смешанную социальную группу, которая не имела каких-либо определённых этнокультурных черт и была объединена общим интересом к Святой земле и стремлением к аскетизму. В этом одно из основных отличий монашества Иудейской пустыни от монашества Египта того же времени, где наиболее многочисленную группу анахоретов составляли местные уроженцы – копты и греки. Cведения о появлении монашества в Иудейской пустыне содержатся в Житии преподобного Харитона Исповедника (середина VI в.), в котором сказано, что преподобный Харитон Исповедник происходил из города Иконий в Малой Азии (ныне Конья, Турция). Он поселился в Иудейской пустыне в первой половине IV в., вероятно вскоре, как полагают исследователи, после реформ императора равноапостольного Константина Великого, и основал необщежительные монастыри Фаранская лавра, Дука и Сукийская лавра. Три монастыря преподобного Харитона – единственные известные обители Иудейской пустыни в IV в.; в Житии преподобного Харитона Исповедника говорится, что в то время монахов было ещё немного.

 



 
PR-CY.ru