ИУДЕЙСКАЯ ПУСТЫНЯ - Страница 10

Монахи Иудейской пустыни часто замещали архиерейские кафедры в городах Палестины и Сирии; Иерусалимские патриархи Фома (807–821 гг.) и Феодосий (до 867 – 880 гг.) в прошлом были монахами лавры преподобного Саввы Освященного. Монастыри Иудейской пустыни наряду с Иерихоном находились в юрисдикции одного из архиереев ИПЦ, епископа Иорданского (епископа монастыря Хор?; упоминание о нём исследователи встречают в Житии Антония-Раваха и других источниках). Лавра преподобного Саввы Освященного в VII–VIII вв. оставалась одним из важнейших духовных и культурных центров всего восточно-христианского мира. Там подвизались поэты и богословы Андрей Критский (670–680 гг.), преподобный Иоанн Дамаскин (730–740 гг.), Косма Маюмский, агиографы Стефан Савваит Младший и Леонтий Савваит (оба в конце VIII в.), богослов и полемист Феодор Абу Курра (конец VIII в.) и др. В VIII–IX вв. монастыри Иудейской пустыни стали очагом сопротивления иконоборчеству. В монашеской среде обсуждались и другие богословские вопросы, о чём свидетельствуют полемика преподобного Иоанна Дамаскина с Анастасием, игуменом монастыря преподобного Евфимия, выступление в начале IX в. монахов лавры преподобного Саввы Освященного против введения в Символ веры Filioque, принятого у «франкских» монахов, поселившихся в то время на Святой земле. Основным источником сведений о повседневной жизни монашества Иудейской пустыни исследователи называют Житие преподобного Стефана Савваита Старшего Чудотворца (725–794 гг.), написанное его учеником Леонтием в начале IX в. по-гречески, а в 902 г. переведённое на арабский язык одним из монахов лавры преподобного Саввы Освященного. Этот памятник, по мнению исследователей, во многом близок к таким образцам монашеской литературы, как «Луг духовный» Иоанна Мосха, и отражает схожие бытовые реалии и представления о традиции аскезы. Часть монахов продолжала жить уединённо в пещерных келлиях, лишь по воскресеньям они собирались в церкви лавры преподобного Саввы Освященного. Были отшельники, жившие у Иордана; на время Великого поста некоторые из монахов по-прежнему уходили на берега Мёртвого моря или в удалённые пещеры. Внутри монашеского сообщества существовала некая иерархия; сохранились сведения о конфликте «новоначальных» монахов с «высокими» старцами лавры. Несмотря на изредка случавшиеся нападения бедуинов на отшельников, монашеская жизнь была довольно спокойной, и среди палестинских христиан бытовало убеждение, что пребывание в монастыре намного комфортнее, чем в миру. Помимо Стефана Савваита Старшего Чудотворца источник упоминает и о других великих подвижниках и чудотворцах, живших в Иудейской пустыне, однако утверждает, что в последние десятилетия монашество в целом изменилось, и авторитет подвижников падает, но, как полагают исследователи, в этих словах отразилось типичное для человеческого сознания пессимистичное восприятие современности. В VIII в. в Иудейской пустыне монахи вели строгий аскетический образ жизни и готовы были умереть за свою веру, о чём свидетельствуют и судьбы нескольких мучеников, происходивших из их среды. При халифе Абд аль-Малике (685–705 гг.) мученическую смерть по ложному обвинению принял монах лавры преподобного Саввы Освященного Михаил. В 789 г. инок лавры Христофор, бывший мусульманин, перешедший в христианство, был по приказу халифа казнён за вероотступничество.

 



 
PR-CY.ru