ИСКУШЕНИЕ - Страница 24

Таким образом, если пелагиане утверждали, что человек может не только преодолевать искушение, но и не грешить по своей воле, то Августин Блаженный, напротив, считал, что человек не только не может сделать ничего доброго своими силами, но даже и пожелать чего-либо благого не может без помощи Божьей. Средняя позиция принадлежит преподобному Иоанну Кассиану Римлянину: человек властен не соглашаться с искушением, может стремиться к Богу, однако без благодатной помощи Божьей не имеет сил ни бороться с прилогами греха, ни преуспеть в добродетели. Подход к проблеме соотношения человеческой воли и божественной благодати преподобного Иоанна Кассиана Римлянина как аскетического богослова по преимуществу был не метафизический, но этический, что позволило ему, опираясь на опыт египетских подвижников, отстаивать одновременно два взаимоисключающих положения: «Творец всюду производит всё, возбуждая, содействуя и утверждая без нарушения данной Им же свободы». В отличие от Пелагия Иоанн Кассиан Римлянин признавал, что после грехопадения в естестве человека поселилась наклонность ко греху, а в отличие от Августина Блаженного считал, что при этом сохранилось и природное стремление к благу; так что воля как бы балансирует между добром и злом, не склоняясь ни в ту ни в другую сторону. Из этого состояния её выводят различные искушения, противясь которым душа «воспламеняется рвением духа», выходит из состояния спячки и направляет усилия на достижение благоразумного равновесия душевных сил. Однако без помощи благодати все усилия будут тщетными. Преодоление греховных помыслов, согласно Иоанну Кассиану Римлянину, – это та область, где открывается проблема свободы человека. В соответствии с традицией он выделяет три источника помыслов: Бог, сам человек и дьявол. В ум человека помимо его воли проникают разнообразные мысли и желания, однако принять их или отвергнуть – дело самого человека. Это касается не только дьявольских наваждений, но и Божественных посещений: свобода произволения может как принимать, так и отвергать благодать Божью, от произволения же зависит, в какой мере последовать Божественному призыву. Опыт подвижнической жизни св. отцов свидетельствует о том, что если бы человек не имел возможности контролировать свои помыслы, то все усилия, направленные к совершенству, были бы тщетными, а «в день Суда не потребовался бы от нас отчёт в качестве помыслов, как и дел». Таким образом, Иоанн Кассиан Римлянин приходит к выводу, что главная опасность, подстерегающая человека, исходит от него самого, а не от внешнего врага: «Нам нечего бояться внешнего неприятеля; враг в нас самих скрывается. В нас ежедневно происходит внутренняя война; после одержания победы в ней всё внешнее сделается слабым и с воином Христовым всё помирится и покорится ему. Мы не будем иметь такого неприятеля, которого бы следовало бояться вне нас, если внутреннее будет в нас побеждено и покорено духу». Монашеская аскетическая традиция на протяжении веков непрестанно обогащалась опытом наблюдения человека за собственным сердцем, всё более глубоким анализом различных искушений, приёмами борьбы с ними.

 



 
PR-CY.ru