ИСКУШЕНИЕ - Страница 25

Так, множество практических советов, касающихся того, как узнавать различные виды искушений, как вести себя, о чём думать и как молиться во время искушения, содержат «Вопросоответы» преподобного Варсонофия Великого и Иоанна Кассиана Римлянина, а также зависящие от них Поучения преподобного Дорофея Газского. Наиболее важные темы, которые касаются искушений, – это связь искушения и послушания, а также откровение помыслов как метод борьбы с искушениями. Внимательный подвижник должен испытывать любой приходящий помысел и в случае, если он греховный, – отсекать. Способность отслеживать процесс возникновения помысла и зарождения страсти доступна только «подвизающимся», подвижникам, «достигшим духовной меры», т.е. тем людям, которые не только не действуют по страсти, но и совершают дела, противоположные ей. Вступать в борьбу необходимо, как только проявляются первые признаки греха, до того, как грех начнёт свою разрушительную деятельность в душе: «Прежде чем кто-либо станет действовать по страсти, хотя бы и восставали против него помыслы, он ещё в своём городе, он свободен и имеет себе помощника в Боге; итак, если он смирится пред Богом, понесёт иго скорби и искушения с благодарностью и немного поборется, то помощь Божия освободит его. Если же он будет убегать труда и предастся плотскому наслаждению, тогда насильственно и принужденно уведён будет в землю Ассириян (т.е. во власть страстных помыслов), и поневоле будет служить им». В «Вопросоответах» есть наставления для преуспевших в подвижничестве монахов относительно различения помыслов. Так, готовящемуся к отшельничеству, т.е., согласно порядкам монастыря аввы Серида, уже испытанному подвижнику, преподобный Варсонофий даёт совет, как различать помыслы: «Всякий помысел, которому не предшествует тишина смирения, не от Бога происходит, но явно с левой стороны». Тот же, кто согрешает делом, не способен к подобному наблюдению за помыслами в силу помрачения, неизбежно следующего за содеянным грехом. От регулярно согрешающего ускользает момент, в который необходимо начать сопротивляться греху. Монах, который не может самостоятельно оценивать помыслы, должен прибегать к помощи более опытного подвижника. Из этой потребности возникает практика откровения помыслов – важнейшее средство борьбы с искушениями. Согласно преподобному Варсонофию Великому, открывать старцу следует не все посещающие помыслы, но только те из них, которые задерживаются в душе и соблазняют её. На практике, для того чтобы открывать помыслы, нужно их осознавать. Это одна из основных задач монаха. Достигается она путём внутреннего трезвения и внимательного самоконтроля: «Утром испытай себя, как провёл ты ночь, и вечером также, как провёл день; и среди дня, когда отяготишься помыслами, рассмотри себя». Обращаясь к братьям общежительного монастыря, авва Дорофей Газский замечает, что доверять помыслам нельзя даже в том случае, если они кажутся безобидными. Любой помысел, принятый своевольно, без совета со старцем, окажется злым.

 



 
PR-CY.ru