ИСКУШЕНИЕ - Страница 23

О значении благодати крещения для борьбы с искушениями писал Фотикийский епископ Диадох. По его выражению, до крещения бесы обитают в человеке, а благодать действует извне, привлекая и располагая душу к добру, а после крещения сатана изгоняется вон, и в сердце поселяется благодать. Атаки бесов не прекращаются, однако теперь они не имеют власти над душой, поэтому они «пребывают около членов сердца» и с помощью многочисленных ухищрений как бы извне «коптят» ум соблазнами. Преимущественно искушения приходят через тело, его немощи и потребности: «Лукавые же духи потом (после крещения) вскакивают в телесные чувства и скрываются (в них), действуя на младенчествующих ещё душой посредством легкоуступчивости плоти». Кроме этого причина уклонения к злу находится в самой воле человека. После грехопадения, по мнению св. Диадоха, в душе человека появилась некая двойственность хотения, которая стала порождением двойственности знания (добра и зла). Указывая на внутреннее противоречие человеческих желаний, св. Диадох противопоставляет раздвоение воли в человеке мессалианскому раздвоению ипостаси в человеке на добрую и злую. Также греховный опыт сохраняется в памяти человека, что служит предпосылкой будущих грехов. Всем этим пользуются злые духи и стараются рассеять «память ума» греховными мечтаниями, но вглубь души они не имеют доступа до тех пор, пока там пребывает Святой Дух. Таким образом, борьба с искушениями происходит в воле человека, и зло завладевает христианином только в силу его нерешительности в этой борьбе. Чёткое обозначение роли свободы выбора в момент искушения позволило преподобному Иоанну Касииану Римлянину избежать крайности взглядов участников так называемого пелагианского спора. Пелагиане провозглашали себя защитниками свободы воли. Последователи Пелагия полагали, что человек по своей природе имеет способность не только устремляться произволением к добру или злу, но и реализовывать в жизнь благие и дурные намерения: грешить и не грешить. Свобода – неотъемлемое свойство природы человека, проявление образа Божия в душе, ни при каких обстоятельствах она не может быть упразднена. Грех – это каждый раз единичный результат выбора: любой человек перед лицом искушения находится в равных условиях с Адамом и Евой, т.к. грех как до, так и после изгнания прародителей из Рая, согласно Пелагию, укоренён не в природе человека, но в его воле. Утверждая свободу выбора между грехом и добродетелью, пелагиане полагали, что человек, в конечном счёте, может стяжать святость своими силами. Основным противником пелагиан выступил Августин Блаженный. Полемизируя с пелагианским тезисом «posse hominem sine peccato esse» («возможно быть человеку без греха»), Августин Блаженный утверждал, что над волей человека тяготеет повреждённое первородным грехом естество человека. Последствия грехопадения для воли, по его мнению, настолько тяжки, что «свободы человека хватает только на грех, но не на добро», и, следовательно, невозможно не грешить. Всё доброе в человеке делает благодать Божия, даже благое произволение зависит от Него, поэтому Он Сам определяет, кто будет спасён, а кто нет.

 



 
PR-CY.ru