ИНКЕРМАНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА КЛИМЕНТА, ПАПЫ РИМСКОГО, МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 5

Наос храма в плане прямоугольный, со скамьями вдоль боковых стен; алтарная апсида полукруглая, с приподнятым полом, скальный престол примыкал к стене, в верхней части престола сохранилось специальное углубление для вложения мощей; у северной стены вырублен скальный протесис, у южной – сиденье; алтарная преграда скальная, с вратами в центре и двумя сквозными окошками для установки икон по сторонам. Храм исследователи датируют по посвятительной надписи Сотирика в апсиде 1272–1273 гг. Пещерный комплекс во рву был расположен на плато Монастырской скалы в северо-восточном склоне крепостного рва, к северо-западу от четвёртой башни; включал больше 15 искусственных пещерных помещений, расположенных в один ярус. Наличие здесь предполагаемого храма (Церкви в Каламите) в последних работах отвергается. Пещерный комплекс Анфилады с предполагаемым храмом локализован в верхнем ярусе южного склона Монастырской скалы, связан входами с крепостью Каламита, включает не меньше 25 искусственных пещерных помещений, расположенных в два – три яруса. Пещерный комплекс с Армянской церковью (храм во имя великомученика Димитрия Солунского) расположен на выступе скалы северного склона Монастырской балки; состоит из пяти пещерных помещений, вырубленных в два – три яруса, к которым ведёт высеченная в скале лестница из 18 ступеней. Храм описан Д.М. Струковым, А.Л. Бертье-Делагардом, Н.И. Репниковым, Ю.М. Могаричевым; расположен в первом ярусе (5,3х4,3х2,5 м), имел вытянутый в плане прямоугольный наос, полукруглый алтарь с примыкающим к стене престолом; в северной стене высечены две ниши: рядом с апсидой – арочная ниша с дверцей, от которой сохранились следы крепления, западнее – ниша меньшего размера со стрельчатым верхом; в южной стене – дверь, которая вела в небольшое помещение со стрельчатым сводом; западная стена сложена из камня. Вопрос о конфессиональной принадлежности и времени основания храма решается историками неоднозначно: армянская церковь не раньше XIV – XV вв., католический (как полагают исследователи, армяно-католический) храм генуэзского времени. Пещерный комплекс с церковью Вознесения Господня находится на юго-западном склоне скалы в устье Гайтанской балки, включает около 20 пещерных помещений, расположенных в пять – шесть ярусов. В 1774 г. церковь Вознесения обозначил на карте И. Батурин; впоследствии её описывали П.С. Паллас (1881 г.), А.Л. Бертье-Делагард (1886 г.), Н.И. Репников, Анатолий Леопольдович Якобсон (1964 г.), Ю.М. Могаричев (1997, 2005 гг.), Т.А. Бобровский, Е.Е. Чуева (2004 г.), А.Ю. Виноградов, Н.Е. Гайдуков, М.С. Желтов (2005 г.) и др. Церковь сильно пострадала в 1794 г., во время обвала, к 2009 г. разрушена. По описанию А.Л. Бертье-Делагарда, она представляла собой редкий архитектурный тип – «подражание плоскому купольному перекрытию на четырёх арках, опирающемуся на углы среднего квадрата, от которого, кажется, в три стороны, восточную, северную и южную, вделаны три полукруглые апсиды, лицевая, выходная (западная), была, вероятно, прямая. Доступ к этой церкви почти невозможен, и весь низ её обрушился, так что потолок с арками и столбами висит не поддержанный снизу…, направление алтаря 40 градусов, алтарная преграда состояла из трёх арок, средняя была, конечно, царской дверью, а боковые, вероятно, были сплошные, на некоторую высоту от пола».

 



 
PR-CY.ru