ИНКЕРМАНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА КЛИМЕНТА, ПАПЫ РИМСКОГО, МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

ИНКЕРМАНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА КЛИМЕНТА, ПАПЫ РИМСКОГО, МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ, Симферопольской и Крымской епархии, находится на территории города Инкермана, на правом берегу реки Чёрной (юго-запад Крыма). Монастырский комплекс включает пещерные помещения, высеченные в средневековый период в западной части Монастырской скалы, наземные постройки (вторая половина XIX – первая половина ХХ вв.), а также отдельные постройки в окрестностях (на территории города Инкермана), не входившие в Средние века в комплекс монастыря: древний монастырь Святой Софии (церковь в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость»), Армянскую церковь (церковь великомученика Димитрия Солунского), собор во имя Николая Чудотворца и другие постройки на территории крепости Каламита. В Инкерманской долине сконцентрировано большое количество средневековых скальных христианских памятников, научное исследование которых началось в XIX в. Александр Львович Бертье-Делагард провёл детальное обследование пещерных монастырей Инкерманской долины, результаты которого опубликованы в фундаментальном труде «Остатки древних сооружений в окрестностях Севастополя и пещерные города Крыма» (1886 г.). В 1920 гг. В. Чепелев опубликовал подробное описание Храма с крещальней (1927 г.). В 1937 г. археологической экспедицией были расчищены и обмерены несколько инкерманских пещерных комплексов, в том числе монастыри священномученика Климента и Святой Софии, церковь мученика. Евграфия, Храм с крещальней и храм Вознесения Господня. Материалы этой экспедиции, а также данные А.Л. Бертье-Делагарда легли в основу инкерманского раздела «Материалов» Николая Ивановича Репникова. В 1990 гг. изучением пещерных церквей Таврики, и в том числе Инкерманской долины, занимались крымские историки Юрий Миронович Могаричев, итоговой работой которого стала монография «Пещерные церкви Таврики» с подробным описанием памятников, публикацией планов и обширной библиографией (1997 г.), и В.Ф. Филиппенко, обобщивший результаты своих многолетних исследований в книге «Каламита-Инкерман: Крепость и монастырь» (1997 г.). В начале XXI в. общий обзор пещерных памятников Инкермана был сделан киевскими археологами. В 2005 г. Тимур Анатольевич Бобровский и Е.Е. Чуева открыли на Загайтанской скале уникальный пещерный комплекс XIII в. с храмом, расписанным фресками, исследование которого продолжается. В этот же период московские учёные, исходя из архитектурно-литургических критериев, уточнили датировки некоторых пещерных храмов Инкермана. Предназначение нескольких средневековых пещерных комплексов Инкермана вызывает разногласия среди исследователей. Церковь в Каламите, предполагаемый храм в комплексе Анфилады, церковь архимандрита, пещерный комплекс в районе железнодорожной станции Инкерман-I, большинство пещерных комплексов Загайтанской скалы исследователи интерпретируют как храмы, и в последнее время были приведены новые аргументы в пользу этого. Некоторые исследователи рассматривают совокупность всех пещерных памятников Инкерманской долины как остатки большого средневекового монастырского ансамбля по образцу монастырей долины Ыхлара и Гёреме в Каппадокии, Иваново в Болгарии, Гареджи в Закавказье.

 



 
PR-CY.ru