ИОРДАНИЯ - Страница 24

А. Мишель в целом характеризует архитектуру храмов на территории Иордании как стереотипную. По мнению Р. Краутхаймера, в развитии местных храмов черты эгейской архитектуры (одна гранёная апсида, атриумы, колонны нефов с балками архитрава) на рубеже V и VI вв. постепенно уступали место местным чертам (нартексы, трёхапсидные алтари, колонны нефов с аркадами), что исследователи хорошо видят на примере развития форм восьми датированных церквей Герасы, от 464 до 611 гг. Основной тип храма – трёхнефная базилика, такие храмы составляют около 80% всех известных исследователям построек. Более чем в 70% из них нефы разделены столбами, в остальных (расположенных преимущественно в эллинизированных центрах, где были доступны сполии) – колоннами. В некоторых храмах в позднее время один из нефов мог отделяться стеной, в результате чего образовывалось двухнефное пространство (церковь св. Кириака в Эль-Кувайсме, Амман, вторая половина VI в.). Большая часть базилик имела вписанное в прямоугольник внешних стен трёхчастное алтарное пространство с полуциркульной центральной апсидой и прямоугольными боковыми помещениями, функция которых исследователям неясна (в некоторых случаях, судя по находкам, в них хранились реликвии). Некоторые из боковых помещений могли получить апсиду в результате перестроек, как, например, при устройстве мартирия в северном помещении церкви св. Стефана в Умм-эр-Расасе. В небольших храмах апсида иногда находилась между восточными окончаниями боковых нефов (церковь св. Петра в Рихабе, 623 г.), которые позже нередко обособлялись в отдельные помещения (подобную перестройку исследователи видят в соборе Герасы). Трёхапсидные храмы составляют немногим более 10% от трёхнефных базилик. Снаружи могли читаться все три апсиды (церковь на акрополе в Авиле, V–VI вв.) или только центральная (церковь на холме Телль-Умм-эль-Амад в Авиле, 646 г.), но чаще все три были вписаны в прямоугольник внешних стен (церковь при пещере Лота, VI – начало VII вв.). Боковые апсиды также могли быть пристроены позже («Церковь Административного центра в Пелле», около 400 г., в перестройке первой половины VI в.). Наиболее редкими исследователи считают храмы с одной выступающей вовне апсидой (церковь св. Феодора в Герасе). Помимо трёнефных базилик изредка сооружались и храмы других типов. Из них самыми распространёнными были однонефные храмы, часто являвшиеся не самостоятельными сооружениями, а капеллами при крупных храмах. Они могли иметь прямоугольную (церковь Илии, Марии и Сорег в Герасе, VI в.) либо вписанную в прямоугольник стен полуциркульную апсиду (церковь епископа Мариана в Герасе, 570 г.). Большие пятинефные базилики раскрыты в Гадаре (IV в.) близ Аджлуна (Мар-Ильяс, V–VI вв.) и в Авиле («Базилика между теллями», VI–VII вв.); последняя имеет рудиментарный трансепт с рукавами, завершёнными полуциркульными апсидами, как в базилике Рождества Христова в Вифлееме (530 гг.). Форму триконха, вписанного в квадрат внешних стен, имеет мартирий на месте смерти пророка Моисея на горе Нево (конец IV в.); в середине VI в. с запада к нему была пристроена базилика.

 



 
PR-CY.ru