ИОРДАНИЯ - Страница 21

Разнообразием отличается дошедшая до нас набатейская скульптура. Её наиболее традиционный вид представлен идолами-бэтилами (байтилами, вефилями) – грубо обработанными камеями пирамидальной, конической или закруглённой яйцевидной формы, плитой с условно обозначенными чертами лица или без них (несколько хранится в Археологическом музее Аммана). Другой вид – привозная эллинистическая скульптура, в том числе выполненные, скорее всего, по мнению исследователей, мастерами из Александрии рельефы гробницы Эль-Хазне в Петре. Основной массив произведений (преимущественно в технике высокого рельефа) сочетает характерное для Ближнего Востока тяготение к остроте, обобщению и даже абстракции с чертами античного натуроподобия. Последние сильнее всего проявились в скульптуре из Петры, например, во фрагментах рельефов с головами Душары-Диониса, Медузы, музы Мельпомены (все I в., Археологический музей в Аммане). Многочисленные рельефы, происходящие из провинциальных святилищ Хирбат-эт-Таннур (вторая половина I – II вв., в том числе тимпан с изображением богини Атаргатиды, Археологический музей в Аммане; Музей искусств в Цинциннати) и Хирбат-эд-Дарих (середина II в., Археологический музей в Аммане), отмечены постепенно усиливающимся восточными чертами – схематизмом и орнаментальностью. Архитектурные комплексы греческих городов Декаполиса (Герасы, Филадельфии (Амман), Гадары, Авилы (Куайлиба, к северу от Ирбида), Пеллы) полностью оформились в римское время, преимущественно во II в., в ряде случаев к началу III в. Исследователи отмечают, что среди известных городов Востока эпохи императорского Рима Гераса не имеет себе равных по сохранности ансамбля, количеству, качеству и разнообразию построек. В центре города находится окружённая колоннадой ионического ордера площадь уникальной, близкой к овалу формы. Сохранились колоннады кардо и пересекающих её двух декуманусов, тетрапилон и основания тетракиониона (четыре устоя с колоннами на них), оформлявшие их ключевые точки, многомаршевые лестницы, ведущие к храмам. Помимо северных (115 г.) и южных (129–130 гг.) ворот выделяется грандиозная триумфальная арка, воздвигнутая перед въездом в город во время посещения Герасы императором Адрианом (129–130 гг.). Монументальные храмы Зевса (около 162 – 163 гг.; перистиль 8 на 12 колонн) и Артемиды (около 150 – 170 гг.; перистиль 11 на 6 колонн) в Герасе имеют по два ряда колонн в портике и характерные для восточных храмов плоские крыши. У храма Зевса-Геракла в Филадельфии (162–166 гг.) более традиционный восточный облик: это простиль с четырёхколонным портиком. Хорошо сохранились полуциркульный в плане нимфей в Герасе (191 г.) и полуоктагональный с тремя экседрами в Аммане (около 190 г.). В Герасе можно видеть агору (мацеллум, 130 гг.) – октагон с обходом и четырьмя конхами по диагонали; в худшей сохранности находится октагональная агора в Гадаре. Также сохранился ряд театров: роскошно декорированный южный театр в Герасе (между 81 и 96 гг.), небольшой западный театр в Гадаре (II в.), огромный, вырубленный в крутом склоне театр Филадельфии (169–177 гг.).

 



 
PR-CY.ru