ИОРДАНИЯ - Страница 23

Архитектурные памятники раннехристианского периода сохранились в Иордании, за исключением нескольких церквей в Умм-эль-Джимале, лишь на уровне оснований стен. В результате раскопок было раскрыто более 200 храмов, которые исследователи датируют IV–VIII вв., преимущественно VI в. Основным строительным материалом служил известняк, на плато Хауран (север Иордании) – базальт, в Петре – песчаник. По функциональным признакам исследователи выделяют три группы храмов: храмы паломнических центров (на горе Нево, конец IV в., середина VI в.; у пещеры Лота (Дейр-Айн-Абата) VI – начало VII вв.; предполагаемого собора в Герасе, начало V – VI вв.; восьмигранной церкви в Гадаре, первая половина VI – первая половина VII вв.; церковь св. Стефана в Умм-эр-Расасе, первая половина VI – середина VIII вв.); обычные храмы; однонефные храмы мелких поселений (главным образом, на юге Иордании). Строительство в одном городе большого числа небольших храмов было общепринятым: в Герасе раскопано 17 храмов, в Умм-эль-Джимале – 15, в Мадабе и Кастрон-Мефаа – по 11, в Рихабе – 10. Христианские храмы, как правило, были органично вписаны в предшествующую застройку города. «Церковь в Пропилеях» в Герасе (VI в.) представляет собой трёхпролётные ворота пропилей, куда была встроена апсида, колоннада улицы стала обрамлением центрального нефа, трапециевидная площадь на южной стороне кардо – атриумом. Так называемый епископский ансамбль в Герасе включает в себя предполагаемый собор (начало V в., VI в.), церковь Феодора (494–496 гг.) и примыкающие к ним постройки. Собор был сооружён на месте и из материалов храма Диониса (?) начало II в. (с использованием подиума), ансамбль которого был построен по образцу расположенного севернее и также поднимающегося от кардо комплекса храма Артемиды. Постройки епископского ансамбля расположены друг за другом по оси «запад-восток» на разных уровнях. С проходящего внизу кардо к собору через перестроенные в IV в. роскошные пропилеи храма Диониса ведёт монументальная лестница. Она выходит в атриум, примыкающий к апсиде собора, который в отличие от храма Диониса ориентирован на восток и потому расположен задней стороной к торжественному подъёму. В субструкции апсиды устроена ниша, в которой при раскопках были обнаружены остатки фрески с образом Пресвятой Богоматери и архангелов Михаила и Гавриила по сторонам. Подъём от собора к церкви Феодора также происходит через атриум (так называемый Фонтанный двор), в центре которого устроен фонтан, ранее использовавшийся для культовых церемоний при храме Диониса. Осмысление пристроенных в разное время друг к другу храмов – в Умм-эр-Расасе (церквей с эдикулой, первая половина VI в.), епископа Сергия (587 г.), св. Стефана (VII в.) и Дворовой (середина VIII в.) и в Хирбат-эс-Самре (церкви Игумена, №81, св. Петра и св. Георгия; самая поздняя в группе, построена до 607 г.) как единого ансамбля в целом нехарактерно для территории Иордании. Уникальным остаётся построенный по единому замыслу комплекс церквей св. Иоанна Крестителя (531 г.), св. Георгия (529/530 г.) и св. Космы и Дамиана (533 г.) в Герасе; церкви объединены нартексом и общими помещениями по сторонам от апсиды центрального храма.

 



 
PR-CY.ru