ИОРДАНИЯ - Страница 30

Замок Каср-эт-Туба (около 743 г.) имел композицию из двух пристроенных друг к другу квадратов (каждый 70х70 м), от него сохранилась северная часть. Мшатта (Каср-эль-Мушатта, около 743 – 749 гг.) – один из самых грандиозных (144х144 м) омейядских дворцов, который остался неоконченным. Комплекс парадных помещений включает трёхнефный вестибюль с триконховым тронным залом. Уникальным исследователи считают изысканный каменный резной фриз, тянувшийся вдоль всего западного фасада (основная часть перенесена в Музей исламского искусства в Берлине). Из созданных после падения династии Омейядов и до провозглашения независимости произведений искусства к значительным исследователи относят лишь ряд оборонительных сооружений. Искусство крестоносцев представлено несколькими замками: Монреаль (1115 г.), Валь-Муаз (Эль-Вуайра близ Вади-Муса, 1116 г.), Крак-де-Моав (1142–1161 гг.), в комплекс которых включены небольшие однонефные церкви в духе цистерцианской архитектуры. По мнению исследователей, от времён Айюбидов и мамлюков заслуживают упоминания замок в Аджлуне (1184–1185, 1262–1263 гг.), перестройка замков в Эш-Шаубаке (вторая половина XIII в.) и Эль-Караке (1311 г.), небольшой форт в Акабе (1501–1516 гг.). Был сооружён и ряд очень скромных зданий религиозного назначения, например, мечети на месте гибели сподвижников Мухаммада в южной Эль-Мазаре (Эль-Мазар-эль-Джануби близ Муты) и на месте смерти пророка Аарона (на горе Харун близ Петры). В ХХ в. на территории Иордании был построен ряд христианских храмов: католическая церковь Иоанна Крестителя в Мадабе (начало XX в.), православный и коптский соборы в Аммане, греческая и русская православные церкви на месте Крещения. По проекту работавшего в Палестине францисканского архитектора Антонио Барлуцци были построены госпитали в Аммане (1926–1928 гг.) и Эль-Караке (1931–1933 гг.). Развитие исламской архитектуры независимой Иордании отмечено строительством ряда крупных мечетей в Аммане: эмира Хусейна (1924–1932 гг.) с мотивами мамлюкской архитектуры; однокупольной Абу-Дарвиш (1961 г.), отделанной неотёсанным чёрным и белым камнем; короля Абдаллы (1982–1989 гг.) с огромным изразцовым куполом в стиле персидской архитектуры XVII в.; короля Хусейна (2006 г., архитектор Халид Аззам) с четырьмя башнеобразными минаретами по углам, в стиле ранних мечетей Туниса и Каира. Также исследователи выделяют обширный комплекс новой мечети Джафара ибн Аби Талиба в Эль-Мазаре.



 
PR-CY.ru