ИОРДАНИЯ - Страница 25

Сходным исследователи считают развитие храма в Гадаре: к сооружённому из сполий октагону с четырьмя экседрами по диагонали (первая половина VI в.) – план, характерный для мацеллумов, например, в Герасе (II в.), – в первой половине VII в. с юга была пристроена базилика. Октагональная церковь, вписанная в квадрат внешних стен, раскопана также в Биркетейне за северными воротами Герасы; исследователи полагают, что она была перестроена из языческого храма. Церковь cв. Иоанна Крестителя в Герасе (531 г.) является вписанной в квадрат ротондой с четырьмя угловыми экседрами и полуциркульной изнутри и гранёной снаружи апсидой; перекрытие центрального пространства (купол? деревянный шатёр?) опиралось на четыре колонны. Исследователи не исключают, что композиция этого храма, так же как и октагона в Гадаре, возникла под влиянием сооружений соседней Сирии, подобных кафедральному собору в Бостре (512 г.). Ротондальная церковь Богоматери в Мадабе (конец VI – начало VII вв.; ныне Археологический парк) была построена на основе полуротондального или ротондального сооружения II–III вв. Исследователям хорошо известна церковь Пророков, Апостолов и Мучеников в Герасе (465 г., руины уничтожены), имеющая вписанный в квадрат крестообразный план, где каждый из рукавов трёхнефный. Небольшая крестообразная церковь была раскопана в Дейр-эль-Каттар-эль-Бизанти на полуострове Эль-Лисан. Многие храмы на территории Иордания (особенно в городах Декаполиса) имели атриумы, причём они могли быть не обнаружены при раскопках; хорошо сохранились атриумы храмов епископского комплекса в Герасе и октагональной церкви в Гадаре (расположен к северу от октагона). Иногда вместо атриума сооружался портик, как в нескольких церквах в Умм-эр-Расасе, или вестибюль (церковь епископа Мариана в Герасе, 570 г.). Всего два храма были построены с криптами, Илии в Мадабе (595–596 гг.) и церковь «в театре» в Авиле (первая половина VII в.). В пятинефной базилике в Гадаре четырёхколонная крипта была образована при перестройке гипогея римского времени. Баптистериев при кафедральных или паломнических храмах исследователи выявили немногим более десятка. По мнению исследователей, они никогда не были отдельными сооружениями и устраивались в уже существовавшем, примыкающем к храму помещении. Несколько купелей крестообразные (при так называемой Византийской церкви в Петре, конец V в., перестроен в VI в.; параллель – баптистерий в Шивте (Субейте), Израиль), но есть и овальные либо имеющие форму четырёхлистника (при кафедральном соборе в Мадабе, 597–598 гг., перенесена в Археологический музей Мадабы). Состоящий из трёх расположенных по оси помещений баптистерий церкви св. Феодора в Герасе не имеет аналогов на Святой земле, но лишь на Кипре. Для клира в храмах обычно выделялось место в восточной части центрального нефа, позже и в боковых восточных помещениях. Почти везде раскрыты остатки синтронов, иногда и боковых сидений, функция которых исследователям неясна. Престол располагался близко к синтрону. Примерно до середины VI в. он был, по мнению исследователей, деревянным, затем представлял собой каменную плиту на четырёх каменных ножках, со второй половины VII в. сооружался из массива цельного камня. Позднее под ним начинают помещать реликвии. В крупных церквах (в основном, в старых городах) с начала VII в. исследователям известны амвоны, они невысокие, выдаются в центральный неф с юга или севера и доступны только из алтаря. Храмы Иордании были практически лишены архитектурного декора, за исключением капителей колонн.

 



 
PR-CY.ru