ИСПОВЕДЬ - Страница 11

Феодор Студит говорит о том, что отпущение грехов совершается через возложение рук тех, кто принимает исповедь. Исследователи  полагают, что в наложении епитимий принимавшие исповедь руководствовались сборниками типа тех, что вошли в состав Номоканона (Канонария) Иоанна Постника (монаха и диакона) и типологически сопоставимы с латинскими Пенитенциалами, хотя и не зависят от них напрямую (тем не менее, в славянской традиции к Номоканону могли прилагаться переводы латинских Пенитенциалов). Исповедь монашеского типа для мирян в иконоборческую и послеиконоборческую эпохи оставалась делом свободного выбора. В «Правилах» Константинопольского патриарха Никифора I приводится наставление о том, чтобы духовники проявляли особое внимание к мирянам, исповедующимся по собственной воле. Чин исповеди, который прилагается к Номоканону Иоанна Постника, содержит ряд элементов, указывающих на тесные отношения духовничества между принимающим исповедь и кающимся. Так, духовнику рекомендуется обращаться с кающимся, как с другом, утешать, а после исповеди возлагать на его шею руку со словами: «Да будут на мне, сын, все эти грехи твои, и дам ответ за них Господу нашему Иисусу Христу, а ты будешь чист от всего, если только будешь иметь покаяние и послушание, и отныне со страхом и раскаянием пред Господом направишь жизнь свою». Само чинопоследование довольно простое – псалом 69, Трисвятое и молитва после исповедания грехов (до наложения епитимии). С распространением этого типа исповеди на приходах в чинопоследования начинают включаться вопросы кающимся и типовые перечни грехов. Степень вариативности чинопоследований исповеди монашеского типа в греческой традиции такова, что исследователям практически невозможно указать на некий стандартный или общепринятый вариант: даже если чинопоследования имеют в своём составе одинаковые молитвы, их порядок в разных рукописях может довольно сильно меняться. Большинство патриарших константинопольских Евхологиев до XIII в. содержат лишь две молитвы для исповеди: «Боже, Спасителю наш, иже пророком Твоим Нафаном...» и «Господи, Боже наш, Петру и блуднице...». В обеих говорится об одном кающемся. Поскольку рубрик в Евхологии нет, понять, в какой момент эти молитвы должны были читаться, исследователи не могут. Обе молитвы впоследствии использовались в чинопоследованиях, связанных с сакраментальной исповедью. Однако их положение внутри чина исповеди было нестабильным (в печатные издания попала только первая, тогда как вторая была перенесена в последование для причащения больного; первая молитва вошла также в состав чина елеосвящение). Начиная с XII в. появляются особые формулы, сопровождающие исповедание каждого греха или завершающие всю исповедь – «Бог да простит тебя» и т.п. Несмотря на то что принятие исповеди стало делом преимущественно пресвитеров, некоторые византийские авторы продолжали отстаивать право простых монахов принимать исповедь. Вопрос о возрасте, с которого нужно начинать исповедоваться, решался византийскими канонистами по-разному: одни считали, что мальчики должны исповедоваться с 14 лет, а девочки с 12, т.е. пытались привязать начало исповеди к брачному возрасту, другие же полагали, что ориентиром следует считать семилетний возраст.

 



 
PR-CY.ru