ИСПОВЕДЬ - Страница 16

Особую роль в их распространении сыграл архиепископ Миланский Карло Борромео, известный в том числе своими наставлениями для принимающих исповедь. Из Италии конфессионалы перешли во Францию и Фландрию, позже – в Австрию, Испанию и другие католические страны. Частота совершения сакраментальной исповеди стала возрастать вместе с распространением практики частого причащения. В отличие от более ранних эпох наложение епитимий в этом типе исповеди постепенно приобрело символический характер. Вместо тяжёлых аскетических подвигов основным видом епитимии стало прочтение определённого количества молитв, а критерием покаяния – правильная исповедь (представляющая собой полное перечисление грехов, сопровождающееся сердечным сокрушением). Несмотря на господство сакраментальной исповеди, в литургических книгах католической церкви сохранялись более старые чинопоследования. Например, в Понтификале пап Климента VIII и Урбана VIII (1663 г.) был переиздан практически не использовавшийся сложный чин канонического покаяния (с раздачей пепла и возложением власяницы, чтением семи покаянных псалмов, изгнанием из храма и разрешением в Великий четверг). После проведения второго Ватиканского собора литургические комиссии стали предлагать разные варианты реформирования тридентского чина покаяния. Главной претензией к старому чину со стороны реформаторов было то, что сакраментальная исповедь утратила связь с литургией, превратившись из общинного, церковного действа в индивидуальную духовную практику. Новый чин был издан в 1973 г. Он предусматривает три формы совершения покаяния: 1) индивидуальную сакраментальную исповедь; 2) публичный чин примирения в сочетании с индивидуальной исповедью; 3) общую исповедь с общим отпущением грехов (может совершаться при большом стечении кающихся или в случае смертной опасности). Однако последняя форма вызвала много нареканий со стороны некоторых епископских конференций как противоречащая догматическому учению о таинстве покаяния, и потому на практике она почти не используется. В качестве альтернативы конфессионалу появились «комнаты примирения», в которых возможно совершение исповеди лицом к лицу, а не через перегородку. В большинстве древних восточно-христианских церквей тайной сакраментальной исповеди либо вовсе нет, либо она появилась довольно поздно под греческим или латинским влиянием. Так, в коптской литургической традиции практика тайной исповеди не фиксируется в источниках до XII в. Основным покаянным обрядом долгое время был чин каждения, совершаемый на вечерней службе, а также покаянная молитва «Tahlil El-Ibn» («Восхваление Сына») и чтение «Отче наш» во время литургии. Первый трактат, посвящённый тайной исповеди перед пресвитером, написан Марком ибн Канбаром (ум. в 1208 г.).

 



 
PR-CY.ru