ИСПОВЕДЬ - Страница 13

Чин исповеди после исправления богослужебных книг при патриархе Никоне, используемый в Русской церкви до настоящего времени, представляет собой соединение чинов из греческих первопечатных Евхологиев, русских рукописных Требников и Евхология Петра (Могилы). Согласно рубрике, этот чин должен совершаться строго над одним кающимся (при этом ряд молитв содержат обращения во множественном числе). Исповедь совершается возле аналоя, на котором находятся Евангелие и Крест. После обычного начала, псалма 50 и покаянных тропарей священник читает молитвы. Далее следует увещание, происходит из Требника Петра (Могилы). Далее в Требнике указаны вопросы (по содержанию ядро этих вопросов восходит к студийской эпохе). Кающийся читает исповедание веры, а затем исповедует свои грехи. Принимающий исповедь даёт ему завещание. Кающийся преклоняет голову. Читаются разрешительные молитвы (молитва южноитальянского происхождения, попавшая в Евхологий Жака Гоара) и молитва с разрешительной формулой (также взята из Требника святителя Петра, в который она попала из Виленского Требника 1618 г.; при этом в чине «Како вскоре причастити больнаго» разрешительной формулы для отпущения грехов перед причащением не требуется, указана лишь молитва. В конце чина предусматривается наложение епитимии. Хотя русские духовники должны были неукоснительно соблюдать тайну исповеди, в синодальную эпоху появляются постановления, требующие уведомления светских властей о сказанном на исповеди, если кающийся признавался в заговоре против императора или в желании его убить, или в распространении ереси, или в каких-то действиях, вносящих смущение в народ. При этом со времён императора Петра I было категорически запрещено пресвитерам отлучать кающихся на длительные сроки. По Уставу духовных консисторий в приходских церквах предписывалось иметь исповедные росписи, фиксирующие участие прихожан в таинствах. В январе каждого года данные об исповедовавшихся должны были представляться в благочиния. Клирики, не бывшие в течение года на исповеди, отправлялись на один месяц в монастырь на покаяние. С распространением практики более частого причащения популярные духовники (прежде всего, в крупных городах) стали сталкиваться с проблемой наплыва желающих исповедаться. В связи с этим встал вопрос об изменении порядка исповеди. Иоанн Кронштадтский, к которому на исповедь приходили иногда по несколько тысяч человек, направил прошение в Святейший Синод, чтобы ему разрешили совершать общую исповедь без индивидуального выслушивания грехов каждого кающегося и общее отпущение грехов после прочтения чина по Требнику. По свидетельствам современников, кающиеся не просто пассивно участвовали в совершении этого чина, но многие выкрикивали и публично исповедовали свои грехи. При советской власти, после начала гонений на церковь, практика общей исповеди оказалась чрезвычайно востребованной.

 



 
PR-CY.ru