ИСПОВЕДЬ - Страница 14

Причиной этого могло быть не только значительное уменьшение количества священников (и в связи с этим невозможность проводить индивидуальную исповедь для всех желающих), но и боязнь нарушения тайны исповеди под давлением властей. Исповедь совершалась без публичного оглашения грехов. Обычно священник обращался к кающимся с кратким назидательным словом, затем прочитывал чин по Требнику и типовой список грехов, после чего каждый кающийся подходил под епитрахиль и получал разрешение от грехов. Против этой практики как профанации таинства в 1920 гг. выступили идеолог иосифлянского движения Михаил Александрович Новосёлов и священник Валентин Павлович Свенцицкий. 30 октября 1929 г. вышло постановление Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) и Священного Синода «Об общей исповеди», в котором осуждались случаи злоупотребления при проведении общей исповеди и отказ от духовничества, предписывалось допускать её только в исключительных случаях. Были также даны практические указания по её проведению (совершать общую исповедь должны только опытные пастыри; без говения и чтения молитвенного правила приступать к ней недопустимо; запрещается читать разрешительную молитву над всеми сразу; необходимо давать возможность каждому при желании исповедаться лично). Тем не менее, тайная исповедь стала восстанавливаться на приходах в полном объёме только с конца 1980 гг. Общая исповедь по-прежнему совершается во многих храмах накануне больших праздников и в период Великого поста. В современной практике совершения исповеди произошло соединение двух традиций. В дореволюционной России как исповедь, так и причащение были элементами обязательного для всех ежегодного говения, в связи с чем исповедь рассматривалась как необходимое условие для причащения. Параллельное распространение на приходах с начала XX в. традиции частого причащения привело к тому, что для многих мирян регулярная (нередко – еженедельная) исповедь у духовника стала нормой церковной жизни. Большую популярность обрели практические пособия для кающихся, содержащие списки грехов с комментариями и наставления по личной подготовке к исповеди; одно из наиболее читаемых – архимандрита Иоанна Крестьянскина). Хотя запрет на смену духовника и прихода фактически перестал действовать, однако на практике регулярное прохождение исповеди у одного священника рассматривается как важнейшая составляющая духовной жизни. Наложение епитимий при совершении тайной исповеди обычно производится произвольно и без ориентации на древние правила, что приводит к смешению сакраментальной исповеди с традицией монашеского духовничества. Ввиду разного рода злоупотреблений пастырской властью 28 декабря 1998 г. было принято определение Священного Синода, в котором осуждалось такое явление, как «младостарчество». Широкое распространение на Западе сакраментальной исповеди, в которой ключевую роль играла разрешительная молитва, некоторые учёные связывают с влиянием Ланской школы.

 



 
PR-CY.ru