ИСПОВЕДЬ - Страница 10

Вопреки распространённому мнению, тарифное покаяние не было более лёгким по сравнению с древней канонической дисциплиной. Многие Пенитенциалы предписывали покаяние на хлебе и воде в течение длительного времени, иногда до 10–15 лет. Даже на авторов XII в. эти памятники производили устрашающее впечатление (например, Алан Лилльский отмечал, что люди, которые пользовались Пенитенциалами, явно были крепче его современников). Поскольку человек мог совершить не один грех, а несколько, все положенные ему епитимии суммировались. Поэтому общий срок покаяния иногда мог даже превышать нормы древних канонических правил. Так, Собор в Кловешо (747 г.) разбирал дело человека, который накопил 300 лет поста. Исследователи полагают, что по этой причине, а также из-за проникновения в рукописи Пенитенциалов разного рода суеверных представлений ряд каролингских Соборов пытался запретить их использование: правило 38 Шалонского Собора (813 г.); правило 12 Реймсского собора (813 г.); правило 22 Турского собора (813 г.). К Пенитенциалам часто прилагались чинопоследования исповеди, состоявшие обычно из некоего набора покаянных псалмов, молитв, отрывков из Священного Писания. С IX в. известны чины, содержащие вопросы священника к кающемуся о вере в самом начале исповеди. Появляются также списки грехов, которые использовались кающимся или священником во время исповеди. Например, в Житии св. Филиберта рассказывается об исповеди немого, который должен был чихать на руку священника каждый раз в тот момент, когда тот доходил, читая по списку, до того греха, который был совершён кающимся. Начиная с X в. в ряде местностей формируется практика принятия исповеди на национальных языках (в Романо-германском Понтификале – confessio peccatorum rusticis verbis, на Британских островах в X в. появилась компиляция на основе Пенитенциала св. Теодора (Scrift boc) на древнеанглийском языке). Со второй половины XI в. сначала в составе чинов канонического покаяния, а затем и в чинах тайной исповеди появляются разрешительные молитвы. Первоначально большинство из них носило просительный характер («Да простит вас Бог», «Да освободит от грехов» и т.п.). Однако постепенно формируются молитвы, в которых констатируется факт прощения греха благодаря «власти ключей», данной от Христа через апостолов всем священникам. Например, в чине исповеди из Ареццо священник полагает край своей столы (облачение в столу пресвитеров, принимающих тайную исповеди, становится обязательным с XII в.) на правую руку кающегося и читает две молитвы; в одной есть слова «да освободит тебя Всемогущий Бог от всех наказаний, которые тебе полагаются за твои грехи» («absolvat te omnipotens Deus ab omnibus judiciis quae tibi pro peccatis tuis debentur»), а в другой – указание на «власть ключей», благодаря которой священник имеет право разрешить кающегося от грехов («Et ego Christi sacerdos... absolvo te ab omnibus judiciis...» – «И я, священник Христов..., разрешаю тебя от всех прегрешений...). В иконоборческую эпоху в студийской традиции становится обязательной ежедневная исповедь у игумена. В женских монастырях игуменьи исповедь не принимали, все сёстры должны были исповедоваться у приходящего священника.

 



 
PR-CY.ru