ИОСИФЛЯНСТВО - Страница 9

Епископ Димитрий (Любимов) окормлял немногочисленные иосифлянские приходы в Новгородской и Псковской епархиях, а также в Витебской и Гомельской епархиях – в Белоруссии. В Москве иосифлянство не было особенно влиятельным: митрополита Иосифа здесь поминали лишь в семи храмах. В Московской епархии к иосифлянам перешли отдельные храмы в Коломне, Волоколамске, Клину, Загорске (Сергиев Посад), Звенигороде, но признанным центром иосифлянства стал Серпухов. Поставленный епископами Димитрием (Любимовым) и Сергием (Дружининым) на Серпуховскую кафедру Максим (Жижиленко) окормлял иосифлянские приходы не только в Московской, но и в других епархиях. Центром иосифлянства продолжала оставаться Ленинградская епархия. По уточнённым данным, там открыто поддержали епископа Димитрия (Любимова) 67 приходов, в том числе 21 в Ленинграде (около пятой части городских храмов). Иосифлянам принадлежали храмы в Петергофе, в посёлках Стрельна и Вырица, Феодоровский собор в Детском Селе, Зеленецкий во имя Святой Троицы мужской и Староладожский в честь Успения Пресвятой Богородицы женский монастыри, а также Макариевская пустынь под Любанью. Согласно архивным документам, сторонников иосифлянства среди духовенства Ленинградской епархии могло быть до 500 человек (не больше четверти всех священнослужителей епархии). В целом по стране численность иосифлянского духовенства (как белого, так и чёрного) составила около 3,5 тыс. человек, а количество иосифлянских храмов – от 2,4 до 2,7 тыс. (до 11,5% приходов патриаршей церкви). Иосифлянские священнослужители в отличие от обновленческого и григорианского духовенства отделялись от митрополита Сергия, как правило, не из-за корыстных побуждений, а из-за так или иначе понятых идейных принципов. Среди иереев-иосифлян было много людей, отличавшихся нравственной чистотой, много было монахов. Епископ Мануил (Лемешевский), сторонник митрополита Сергия, во время проповеди 29 апреля 1928 г. в ленинградском Троицком соборе сказал, что «отпали, откололись наилучшие пастыри, которые своей непорочностью в борьбе с обновленчеством стояли много выше других». По внутреннему составу иосифлянство не было однородным из-за различия взглядов иосифлян в церковных вопросах, прежде всего, – по отношению к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя и возглавляемой им церкви. Часть иосифлян видела в митрополите Сергии иерарха, превысившего свои полномочия и по этой причине действовавшего неправильно. Представителями умеренного иосифлянства руководили митрополит Иосиф, епископ Сергий (Дружинин), протоиерей Василий Максимович Верюжский. Другая часть иосифлян считала митрополита Сергия отступником от православия, врагом церкви, общение с которым принципиально невозможно. Они были готовы порвать даже с Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Петром (Полянским), если тот не будет разделять их взгляды, «признает законным послание митрополита Сергия и вступит с ним в молитвенное общение». Они готовы были прервать «молитвенное общение с митрополитом Петром и священниками, возносящими его имя».

 



 
PR-CY.ru