ИОСИФЛЯНСТВО - Страница 2

Основные положения послания митрополита Сергия не содержали ничего нового по сравнению с аналогичными выступлениями патриарха Тихона в 1923–1925 гг. Однако по тональности, подчёркнуто позитивному отношению к советской власти «Декларация» 1927 г. отличалась от более ранних церковных документов. Несогласие с общими формулировками «Декларации» возникло сразу же после её публикации. Так, в послании архиереев, заключённых на Соловках, говорилось: «Мысль о подчинении Церкви гражданским установлениям выражена в такой категорической и безоговорочной форме, которая легко может быть понята в смысле полного сплетения Церкви и государства». Критики митрополита Сергия, кроме того, подвергали сомнению само право его, как Заместителя Патриаршего Местоблюстителя, выступать с таким основополагающим документом, а также организовывать при себе Временный Священный Синод без согласования с Местоблюстителем митрополитом Петром. Провозглашение готовности церкви сотрудничать с советской властью, иметь с ней «общие радости и успехи» с сомнением воспринималось многими верующими в разных частях страны. Наиболее напряжённая ситуация сложилась в Ленинградской епархии, где клир и прихожане были особенно недовольны антицерковной политикой властей, которые препятствовали возвращению на кафедру митрополита Иосифа (Петровых), имевшего большой авторитет у верующих. Назначенный в август 1926 г. правящим архиереем Ленинградской епархии митрополит Иосиф только один раз посетил свой кафедральный город, после чего находился без права выезда в Ростове, а затем в Моденском во имя Николая Чудотворца монастыре. В середине августа 1927 г. викарный Гдовский епископ Димитрий (Любимов), протоиерей Александр Советов, схимонахиня Анастасия (Куликова) отправили митрополиту Иосифу послание с выражением несогласия с политикой Заместителя Патриаршего Местоблюстителя. У митрополита Иосифа это послание встретило отклик и сочувствие. В сентябре 1927 г. митрополит Иосиф был отпущен из Моденского монастыря в Ростов. Однако власти явно не желали его возвращения на Ленинградскую кафедру и, видимо, потребовали от Заместителя Патриаршего Местоблюстителя назначить митрополита Иосифа на другую епархию. 13 сентября 1927 г. митрополит Сергий и Временный Священный Синод приняли постановление о переводе митрополита Иосифа на Одесскую кафедру. Однако 28 сентября митрополит Иосиф написал письмо об отказе подчиниться указу о переводе в Одессу. В Ленинграде сторонники митрополита Иосифа, составлявшие значительную часть духовенства и мирян, требовали уже не только возвращения своего архиерея, но и кардинального изменения церковного курса, проводимого после издания «Декларации» митрополита Сергия. Ситуацию обострил указ Заместителя Патриаршего Местоблюстителя от 21 октября 1927 г. о поминовении властей по формуле «О богохранимой стране нашей, о властех и воинстве ея» и об отмене поминовения епархиальных архиереев, находящихся в заключении или в ссылке. Теперь уже не только сторонники митрополита Иосифа, но и другие епископы выразили сомнения в правильности выбранной митрополитом Сергием линии.

 



 
PR-CY.ru