ИОСИФЛЯНСТВО - Страница 3

Они осуждали то, что Заместитель Патриаршего Местоблюстителя допускал совершение епископских хиротоний только с согласия государственных органов, что происходили перемещения архиереев с кафедры на кафедру по политическим мотивам (за несколько месяцев было перемещено около сорока архиереев), замещения кафедр осужденных архиереев и т.п. 25 октября митрополит Сергий и Временный Священный Синод подтвердили постановление о перемещении митрополита Иосифа на Одесскую кафедру. Временно управляющему Ленинградской епархией Петергофскому епископу Николаю (Ярушевичу; впоследствии митрополит) было предложено прекратить в храмах епархии возношение имени митрополита Иосифа как правящего архиерея. Однако это не внесло успокоения в церковную жизнь Ленинграда. Вскоре ввиду серьёзности положения митрополит Сергий взял на себя временное управление Ленинградской епархией. Однако ОГПУ, видимо, не заинтересованное в угасании внутрицерковного конфликта, не дало Заместителю Местоблюстителя разрешение на приезд в Ленинград. Ситуация в Ленинградской епархии продолжала обостряться. В ноябре в некоторых приходах перестали поминать за богослужением имя митрополита Сергия, приглашать на богослужения епископа Николая (Ярушевича), отказывались выделять денежные средства на содержание епархиального руководства. С конца ноября в Ленинграде проходили собрания влиятельных представителей клира и мирян – противников компромисса с советской властью. Совещание 24 ноября 1927 г. на квартире протоиерея Феодора Андреева стало началом организационного оформления иосифлянства. На этом совещании присутствовали епископ Димитрий (Любимов), протоиерей Василий Максимович Верюжский, приехавший из Москвы профессор Михаил Александрович Новосёлов и настоятель Киево-Печерской лавры архимандрит Ермоген (Голубев; впоследствии архиепископ), который, впрочем, не поддержал собравшихся. На совещании 24 ноября и последующих собраниях было решено заставить митрополита Сергия изменить проводимый им церковный курс. Требования к Заместителю Местоблюстителя были изложены в нескольких обращённых к нему посланиях. Первое послание от имени духовенства и мирян Ленинграда было составлено протоиереем В.М. Верюжским, настоятелем кафедрального собора Воскресения Христова (Спаса на Крови). Оно содержало восемь пунктов, в которых от митрополита Сергия требовалось: не искать правовых отношений с государственной властью; не проводить перемещения и назначения архиереев в угоду властям; сделать Временный Священный Синод исключительно совещательным органом; возвратить на Ленинградскую кафедру митрополита Иосифа; не запрещать во время богослужений моление о заключённых архиереях; прекратить возношение молитв за гражданскую власть. В начале декабря, ещё до получения ответа от митрополита Сергия, после совещаний было подготовлено три обращения в его адрес. Одно было составлено бывшим профессором Военно-юридической академии Сергеем Семёновичем Абрамовичем-Барановским от имени учёных Академии Наук и профессуры вузов Ленинграда. Вторым было «послание шести архиереев», которое подписали, очевидно, викарии Ленинградской епархии Кингисеппский архиепископ Гавриил (Воеводин), Гдовский епископ Димитрий (Любимов), Копорский епископ Сергий (Дружинин), Колпинский епископ Серафим (Протопопов), Шлиссельбургский епископ Григорий (Лебедев) и проживавший в Ленинграде Ижевский епископ Стефан (Бех).

 



 
PR-CY.ru