ИОАНН, Вишенский, Вышенский - Страница 26

Сочинения Иоанна наиболее близки к произведениям, созданным в острожском кружке: к книге Василия Суражского «О единой истинной православной вере» и к анонимному противокатолическому сочинению «Послание до латын от их же книг». Многие темы его произведений совпадают с вопросами, которые были затронуты в письмах Львовского братства, отправленных в 1580–1590 гг. восточным предстоятелям: Константинопольским патриархам Феолипту и Иеремии II, Александрийским патриархам Иоакиму и Мелетию. Братчики жаловались на нестроения в жизни Западнорусской митрополии: на то, что Киевский митрополит Онисифор и епископы – «двоеженцы и блудодеи», на поставление во священники недостойных людей и на покровительство им епископов, на симонию, на отсутствие со стороны епископов попечения об устройстве школ и типографий. По мнению исследователей, были близки позиции Иоанна и Иова (Княгиницкого). Оба считали необходимым активно противодействовать латинскому прозелитизму и проповеди других конфессий. В письме от 23 августа 1619 г. Кириллу (Транквиллиону-Ставровецкому) Иов упрекал его за то, что он в книге «Зерцало богословия» (Почаев, 1619 г.) не критиковал «латину и иные еретики к пересторозе (для предупреждения) православных». Иов (Княгиницкий), так же как и Иоанн, считал необходимым для церковного деятеля, в первую очередь, книжника, отшельнический подвиг, о чём он писал Кириллу (Транквиллиону-Ставровецкому), призывая его брать пример с тех отцов и учителей церкви, «иже в первех пожиша в пустынях и во скитех, в безмолвии искушающеся и просвещающеся; сии же бяху Василий, Григорий, Иоанн Златоустый и прочии». Исследователи находят аналогии между творчеством Иоанна и сочинениями Стефана Зизания, рассуждавшего о близком конце мира (в отличие от Иоанна Стефан Зизаний отождествлял антихриста с институтом папства). В сочинении «Тренос» (1610 г.) Мелетий (Смотрицкий) писал о всеобщем отступничестве дворянских родов Западной Руси, по-видимому, повторяя мысль, высказанную Иоанном в «Пораде…». Исследователи не сомневаются о влиянии трудов Иоанна на «Советования о благочестии», принятые Собором в 1621 г., который рекомендовал призвать Иоанна с Афона для исправления церковной жизни Западнорусской митрополии. Исследователи также указывают на общность взглядов Иоанна и митрополита Исаии (Копинского; 1631–1633 гг.), критиковавшего латинское богословие и латинскую учёность.

 



 
PR-CY.ru