ИОАНН, Вишенский, Вышенский - Страница 23

Светский характер обучения в католических училищах, по мнению Иоанна, приводит к тому, что невозможно найти пример, «абы з школы латынское и науки смиренный и нищий духом богоносец выйти имел, только все оной блаженной науке сопротивники – горды, величавы, пишны, надуты... самохвалны... возносливы, клеветницы, лжелюбцы... всех укорители, а себе за лучших разумеющии». Православный полемист часто обличает разыгрывавшиеся в иезуитских училищах «комедии и машкары (маскарады)», считая их несовместимыми с христианским благочестием: «Ниже бо может комедийник к разуму Христову око мыслъное прострети, дондеже сего разума машкарского ся не свободит и в простоте и смирении не станет». В силу вышеизложенного Иоанн страстно призывает православных не посещать католические училища, не ходить «до поганских учителей и до латинское хитрословное лжи», чтобы не потерять веру. Обращаясь к православным, он указывает на пагубность для них «латинское поганое науки»: «Ныне вы яв но пострадали, егда есте на латинскую и мирскую мудростся полакомили, тогда есте благочестие стратили, во вере онемощили и поболели и ереси породили». При этом призывает к распространению православного просвещения «писанием, наукою, друкованием книг, училищи и довольствы от избытков наших». Особую роль в противодействии латинскому прозелитизму Иоанн отводил школьному образованию: «По сем по простоте нашего благочестия веры, боячися, жебы есте дети свои хитростию и ересию латинскою не отравили и не поморили, залецаю (предлагаю) вам, православным, правоверную школу». Рассматривая соотношение в православном школьном обучении воспитания и образования, Иоанн решительно отстаивает права первого, считая важнейшим наставление детей в основах веры. Он не отрицает необходимость «внешнего учения» в школах, а лишь подчёркивает его вторичный характер, его относительность и недостаточность при отсутствии наставления детей в христианском благочестии. После утверждения детей в вере («утвердивши сумнения веры благочестивыми догматы») дозволительно «внешних хитростей для ведомости касатися». Иоанн пишет: «Не бо аз хулю грамотичное учение и ключь к познанию складов и речей... Да не отпадут благочестия, утверждаю». Писатель осуждает школу Львовского братства, в которой, по его мнению, под влиянием католических коллегий обучение «внешним наукам» вытеснило утверждение молодёжи в вере и приобщение к церковной жизни.

 



 
PR-CY.ru