ИГНАТИЙ, Иван Андреевич - Страница 6

Сохранились сведения об изображениях Игнатия конца XVI – первой четверти XVII в. в подклети собора в честь Происхождения Честных Древ Креста Господня (Всемилостивого Спаса) Димитриева Прилуцкого монастыря: образ Игнатия (как образ благоверного князя Димитрия Андреевича Угличского) находился рядом с иконой Богородицы; близ гроба Игнатия стояла икона Спасителя (типа Спаса Смоленского) «с преподобными отцами Димитрием Прилуцким да Игнатием Углецким» (Отдел письменных источников Исторического музея). Одно из ранних сохранившихся изображений Игнатия – в стенописи Архангельского собора Московского Кремля (1652–1666 гг., по иконографической программе 1564–1565 гг.) на северной грани северо-восточного столпа в третьем ярусе. Игнатий с нимбом, в голубой островерхой схиме с красными крестами, в тёмно-коричневой мантии и охристой рясе, без пояса; обе руки возле груди, левая раскрыта ладонью вовне. Он изображён средовеком с короткой, острой на конце бородой. Образ святого обращён к месту погребения его отца – князя Андрея Васильевича Угличского, что может свидетельствовать о молитве-покаянии государственной власти в лице царя за проступки перед князьями-родичами. На иконах и в монументальной живописи Игнатий, в основном, изображался в схиме, с куколем на голове. В иконописных подлинниках последней четверти XVII – первой половины XIX вв. под 19 мая и 23 июня дано следующее описание облика святого: «в схиме, (аки) Александр Ошевенский» (Институт русской литературы (Пушкинский Дом); «аки Варлам в схиме, надсед» (Там же); «в схиме, аки Ефрем Сирин, надсед» (Там же); в другой рукописи добавлено: «риза преподобническая, испод празелень» – Российская национальная библиотека; «в схиме, что Ефрем Сирин, а инде пишут надсед, брада Василия Великаго» (Библиотека Академии Наук). Судя по некоторым описаниям, существовала и княжеская иконография Игнатия: «Мало надсед, аки Варлаам Хутын[ский], на нём шуба» (Институт русской литературы (Пушкинский Дом); «надсед, брада Василия Кесарийского, ризы княжеския» (Там же). В пособии для иконописцев 1910 г. сказано: «...Не стар, типа русскаго, лицом худ, борода узкая, но длинноватая, с малой проседью; одежды монашеския, на голове схима. В руках хартия с его изречением: «Не скорби, брате, от темницы и от уз сих, Бог стрыю нашему и государю о нас тако известил подати полезная душам нашим: понеже учини нам о свете сем суетнем не пещися, но помолимся Г(осподу) Б(о)гу, дабы Г(оспо)дь Б(о)г милость Свою нам послал, да с радостию претерпим во имя Его и избавимся вечныя муки»». К 1650 гг. относится упоминание о первой надгробной иконе Игнатия (не сохранилась).

 



 
PR-CY.ru