ИГНАТИЙ, Иван Андреевич

ИГНАТИЙ, Иван Андреевич (около 1480 – 1522/1523/1525 гг.) – Прилуцкий, Вологодский, Угличский, старший сын Угличского и Звенигородского князя Андрея Васильевича Большого и княгини Елены Романовны, брат Угличского  князя Димитрия Андреевича, племянник великого князя Ивана III Васильевича, преподобный (память 19 мая, в третью Неделю по Пятидесятнице – в Соборе Вологодских святых, 23 мая – в Соборе Ростово-Ярославских святых). Основные сведения об Игнатии содержатся в Постниковском и Пискарёвском летописцах, в Житии преподобного, в Житии Димитрия Андреевича и в «Житии святаго и благовернаго князя Андрея Васильевича Углецкаго и чад его благоверных князей Иоанна и Дмитрия, новых страстотерпцев» (два последних текста, созданные по образцу Жития Игнатия, известны в единственном списке 1780 гг. – Исторический музей). Существует свыше 20 списков Жития Игнатия, которые исследователи датируют временем не раньше середины XVII в. (Исторический музей, Российская государственная библиотека). О несохранившемся списке Жития Игнатии XVI в. сообщается в «Указце» книгохранителя Димитриева Прилуцкого в честь Всемилостивого Спаса, Происхождения честных древ Креста Господня мужского монастыря Арсения Высокого, составленном в 1584 г.: «Маия в 19 день святаго благовернаго князя Игнатия Углецкаго, иже на Прилуце у Спаса мощи его лежат. Слово о житии и о чюдесех его в соборнике в том же в полдес, в начале каноны толкованы. А канун Игнат(е)вь поют на понахиде вечер у Игнатьева гроба». Вместе с Житием в рукописях помещены семь посмертных недатированных чудес Игнатия. В первом, втором и пятом рассказах о чудесах как о событии недавнего прошлого сообщается о похоронах князя. Включённое в концовку четвёртого чуда моление преподобному, содержащее упоминание о великих князьях, а не о царях, может служить веским доводом в пользу выдвинутой Василием Осиповичем Ключевским версии о возникновении Жития Игнатия до середины XVI в. По мнению исследователей, если принять во внимание, что в шестом чуде упоминается игумен Афанасий (1541–1546 гг.), то описания чудес могли быть созданы до 1546 г. Автором Жития и, как полагают исследователи, описания чудес был инок Спасо-Прилуцкого монастыря Лонгин. В агиографических сборниках Житие Игнатия часто соседствует с Житиями преподобных Димитрия Прилуцкого и Иоасафа Каменского. Несколько позднее возникла Проложная редакция Жития, представленная почти исключительно в печатных Прологах. Впервые она появляется в издании Пролога 1662 г. Единственный известный список проложного Жития (Российская национальная библиотека, Санкт-Петербургская духовная академия, первая половина XVIII в.) восходит, по мнению исследователей, к печатному тексту. Место рождения Игнатия указано в Житии, там же сообщается, что святой был крещён Паисием Угличским.

 



 
PR-CY.ru