ИГНАТИЙ, Иван Андреевич - Страница 5

На основании донесения архиепископа Гавриила патриарх издал указ: «Сего ради наша мерность... из земли мощей их... взимати не повелеваем, такожде и прославляти в церкви яко совершенных мнимых чудотворцев пением, и почитанием, и на иконах изображении возбраняем». Этот указ, по сути, явился повторением решения Большого Московского Собора 1666–1667 гг. о Вологодских святых. Вологодский архиепископ Симон предлагал Собору для свидетельствования Житие преподобномученика Галактиона и других Вологодских подвижников. Собор отказал в их общецерковном прославлении и разрешил «толко в поминовение о них в обителех их творити». По мнению исследователей, неудачи в попытках добиться общерусского прославления Игнатия породили в XVIII в. предание о канонизации святого на Стоглавом Соборе. Указ патриарха Адриана, противоречивший реальной церковной жизни Вологодчины, не мог остановить почитание названных святых, в том числе Игнатия. В первой половине XVIII в. известны престолы, посвящённые князю-схимнику, в частности, в нижней церкви Спасского собора Спасо-Прилуцкого монастыря (в 1642 г. Вологодский и Великопермский епископ Варлаам в подклети собора освятил церковь во имя Димитрия Прилуцкого; как полагают исследователи,  в начале XVIII в. престол был освящён во имя преподобных Димитрия и Игнатия); к 1737 г. существовал храм во имя преподобных Димитрия и Игнатия на подворье Спасо-Прилуцкого монастыря в Китай-городе в Москве. Об Игнатии сообщается в «Описании о российских святых» (сочинение известно в списках XVIII–XIX вв.). Вологодский епископ Евгений (Болховитинов) в 1811 г. внёс Игнатия в свой список Вологодских святых. Местная канонизация Игнатия подтверждена включением его имени в Собор Вологодских святых, празднование которому было установлено в 1841 г. Вологодским епископом Иннокентием (Борисовым). «Страдалец Божий Игнатий» прославляется во втором тропаре тртьей песни канона службы всем святым земли Вологодской. В 1964 г. имя Игнатия вошло в новоучреждённый Собор Ростово-Ярославских святых. Во второй половине XIX в. в тюремной церкви Вологды почиталась икона Божьей Матери «Всех скорбящих Радость», которая, согласно преданию, была родительским благословением Игнатию и его брату. Однако эту легенду, не зафиксированную в источниках раньше XIX в., исследователи считают недостоверной, т.к. данная иконография возникла не раньше последней трети XVII в. Надгробия преподобных Димитрия и Игнатия были утрачены после закрытия Спасо-Прилуцкого монастыря (1924 г.). В возрождённой в 1992 г. обители в нижней церкви Спасского собора (освящена во имя Димитрия Прилуцкого) над могилами преподобных установлены деревянные надгробия. Рядом с ракой Игнатия хранятся вериги, которые, по преданию, носил святой. На миниатюрах Шумиловского тома Лицевого летописного свода 1570 гг. запечатлено взятие под стражу князя Андрея Васильевича Угличского и его сыновей Ивана и Дмитрия, где Игнатий изображён в княжеских одеждах и шапке, безбородым, без нимба (Российская национальная библиотека).

 



 
PR-CY.ru