ИОАНН II, Христос Продром - Страница 9

Древнерусская специфика преимущественно деревянного храмостроительства обусловила правило о ветхих алтарях и церковной утвари: «Святую трапезу, древяну сущю, и честныя кресты и иконы, аще ветхы будуть, постраивати, а не отврещи» и только в крайнем случае «в местех оградных или иных честных... погребуться со всякымь хранениемь»; места алтарей храмов, прекративших существование, следует «оградити и неприкосновено хранити, яко свято и честно». Ряд правил посвящён поведению белого и чёрного духовенства, причём варьируется тема винопития: как вести себя иерею или монаху, присутствующему на пиру с мирянами, «иже в манастырех часто пиры творять, съзывають мужа вкупе и жены и в тех пирех друг другу преспевають (соперничают), кто лучеи створить пир, си ревность не по Бозе, но от лукаваго бываеть ревность си» ( (греческий оригинал здесь и ниже отсутствует), об извержении из сана иереев, «до упиванья пиющих», если «не лишаться пьяньства», о необходимости иерею принять жену, побывавшую в плену у иноверных, и др. «Канонические ответы» в некоторых пунктах обнаруживают сходство с аналогичным сочинением непосредственного предшественника Иоанна II на Киевской кафедре митрополита Георгия: «(От) неведомых словес изложено Георгием, митрополитом Киевским, Герману игумену вопрошающу, оному же поведаюшу» (труд митрополита Георгия состоит из более чем сотни статей, в отличие от «Канонических ответов» Иоанна II содержит подробные указания о епитимиях). Тематика сочинений в ряде случаев совпадает: и в том и в другом одинаково решаются вопросы о грехах, совершённых в «поганстве», о наказаниях за продажу «челядина» «поганым», о сроках крещения новорождённых детей и др. В двух случаях предписания Иоанна II менее суровы, нежели правила его предшественника. Митрополит Георгий устанавливает для отпавших от православия и покаявшихся двухлетнюю епитимию, после чего они могут быть присоединены к церкви через миропомазание. Иоанн II рекомендует присоединить к церкви такого грешника после покаяния через миропомазание, не устанавливая епитимии. Также более мягок Иоанн II в вопросе общения с латинянами, с которыми он дозволяет иметь общую трапезу. Митрополит Георгий категорически запрещает «пити... из единых чаш» и «ясти... из единех сосудов» с католиками. «Канонические ответы» Иоанна II были весьма авторитетным сочинением, получившим распространение не только на Руси благодаря включению в Кормчую книгу, но и в Болгарии, и в Сербии (Берлинский сборник, в составе которого содержится ряд вопросов Киевского митрополита, является сербским списком с болгарского оригинала). Известный интерес для истории текста представляют латинский и ранненововерхненемецкий переводы, сделанные дипломатом Священной Римской империи Сигизмундом Герберштейном во время его пребывания в Москве в первой трети XVI в.



 
PR-CY.ru