ИОАНН II, Христос Продром - Страница 8

Иоанн II пишет о «иже не причащаються краицех (на окраинах) в Рустеи земли, якоже еси рекл (Иаков), и в Великое говенье мясо ядять и скверное, подобаеть... възбраняти ту злобу наказаньем и ученьем възвращати на правоверное ученье», а упорствующих отлучать от причастия и «яко иноплеменника воистину... поставити и в свою волю ходити». Отлучение предусмотрено и для прямых двоеверцев, «иже жруть бесом и болотом и кладязем», и проч. (древнерусский переводчик переиначил греческий оригинал, где читается: «На горах, в рощах, пещерах и у источников»). Ни о каком физическом принуждении речи нет, Иоанн II прямо запрещает не только смертную казнь упорствующих в языческих заблуждениях, но даже и членовредительские наказания, например, в отношении творящих «волхвованья и чародеянья»: «Якоже от зла не преложаться, яро казнити на възбраненье злу, но не до смерти убивати, ни обрезати сих телесе, не бо приимаеть сего церкъвное наказанье и ученье». Эта норма интересна исследователям тем, что «обрезание телес» было весьма употребительным родом наказания в Византии. Известны случаи применения его церковной властью и на Руси, например, в отношении некоего Дудики, оклеветавшего Новгородского епископа Луку Жидяту (1058 г.). Вполне возможно, этим запретом, адресованным церковным властям, Иоанн II стремился воспрепятствовать попыткам слишком прямолинейного перенесения норм византийского пенитенциарного права на русскую почву. Ряд правил отражает другие ситуации, свойственные древнерусской жизни того времени, когда христианские нормы ещё не вполне укрепились. Таковы правила против двоеженцев, против оставляющих жену и берущих другую, против близкородственных браков, против простолюдинов, которые уклоняются от церковного бракосочетания, а «поимають жены своя с плясаньемь, и гуденьемь, и плесканьемь» (греческий оригинал не сохранился), и др. Есть правила, соответствующие неизбежным для Руси случаям общения с иноверцами и язычниками: «А иже ядять с погаными не ведая» («не ведая» есть не во всех списках и отсутствует в греческом тексте), «иже своею волею ходять к поганым купля ради и скверное едять» (греческий оригинал здесь и в следующих двух примерах отсутствует), «поимаемы же от иноплеменник» очищаются молитвой, а если отвергли «правоверство», то принимаются через миропомазание. Среди правил такого рода присутствует и общецерковная норма о недопустимости продажи «крестьяна человека ни жидовину, ни еретику».

 



 
PR-CY.ru