ИОАНН II, Христос Продром - Страница 7

«Канонические ответы» Иоанна II также сохранились и в греческом (частично), и в составе Кормчей книги в славянском переводном вариантах (начало: «Въпросил еси: яко же новородившюся детищю болно будеть»). Древнейший известный список славянского текста содержится в Новгородском Синодальном (Климентовском) списке Кормчей 1280 гг. (Исторический музей), древнейший список греческого текста – в рукописи XII в. В рукописях сочинение носит заглавие «Иоана, митрополита Русьскаго, нареченаго пророком Христовым, написавшаго правила церковная от святых книг вкратьце Якову черноризьцю». Не вполне вразумительная фраза «нареченаго пророком Христовым», несомненно, отражает плохо понятое имя и прозвище митрополита. Вопрос о тождестве «Якова черноризьца» с Иаковом Мнихом, автором «Памяти и похвалы князю Владимиру», остаётся открытым. Греческий оригинал дошёл в сокращённом виде и по объёму составляет примерно половину всего текста. Помимо сокращения в греческом тексте сравнительно со славянским переводом наблюдаются перестановки глав. При этом исследователи не сомневаются, что та часть текста, которая сохранилась только в славянском варианте, также является переводом с греческого. «Канонические ответы» – это действительно ответы на вопросы, которые чаще всего в тексте не отражены. Сочинение представляет собой суммированные в 37 (по рубрикации А.С. Павлова) или в 34 (в издании Владимира Николаевича Бенешевича) главах, но тематически не сгруппированные инструкции по различным сторонам церковной жизни: от бытовых пищевых запретов до деталей богослужения. Преобладают темы, связанные с духовным окормлением паствы, причём то и дело выступает коллизия между полуязыческим бытом и требованиями церковной дисциплины, в которой митрополит не склонен к уступкам: «Прилежи паче закону, неже обычаю земли». По некоторым признакам исследователи догадываются, что вопросы «Якова черноризьца» были лишь поводом для создания поучения, которое с самого начала предназначалось к общерусскому употреблению. Так, отнюдь не могли быть адресованы Иакову предписания о сослужении архиереев, о епископах, не являющихся по призыву митрополита на архиерейский Собор, о выделении новых епископий из состава старых, о наказании бродячих монахов, о недопустимости выдавать «дщерь благоверного князя... за мужь в ину страну, идеже служать опреснокы и ськверноеденью не отметаються».

 



 
PR-CY.ru