ИНДУЛЬГЕНЦИЯ - Страница 26

Выполняя это требование, человек тем самым приносит удовлетворение (satisfactio) Богу и примиряется с Ним. Православная церковь не только покаянную дисциплину, но и сам грех понимает иначе. В патристической и богословской традиции последний часто рассматривается не как поступок, за который грешник должен быть наказан Богом, а как поступок, в самом себе несущий наказание. Возникает вопрос: не расходится ли такое понимание греха с тем, что мы часто встречаем как в Священном Писании, так и в святоотеческой литературе, где грех и наказание за него описываются как две различные реальности? Правильный ответ на этот вопрос возможен лишь при правильном понимании не только самого греха, но и «наказания» за него. В одной из проповедей Иоанн Златоуст обращается к тем, кто в жизни боялся не столько самого греха, сколько наказания за грех, воспринимая его как тяжёлое страдание: «Грех сам есть величайшее наказание, хотя бы мы и не были наказаны». Согласно учению католической церкви, временное наказание – это кара, заслуженная по Божественной справедливости. Она налагается на человека Самим Богом как для восстановления этой справедливости, так и для удовлетворения Бога, разгневанного грехами человека. Согласно же православному учению, наказание грешника не является карательным актом Божественного правосудия. С учётом контекста, в котором термин «наказание» употребляется, православные богословы выделяют два его основных значения. В первом случае термин употребляется для описания последствий греха, нарушающего установленные Богом законы и нормы тварного бытия. Такое нарушение само по себе неминуемо ведёт к негативным последствиям, которыми человек наказывает сам себя. Во втором значении термин «наказание» понимается как воспитание. В таком значении этот термин не имеет никакой связи с репрессивными мерами, применяемыми, например, в судебной практике к преступникам. Тот факт, что христианское воспитание, имеющее целью преодоление в человеке злого начала, проходит тяжело и болезненно, не привносит в воспитательный процесс ничего негативного. Наказание – это своего рода лекарство, применяемое для исцеления и духовного возрождения человека. Именно поэтому «Кого любит Господь, того наказывает» (Притч. 3:12; ср.: Откр. 3:19; Евр. 12:5–6). По апостолу Павлу, дети Божьи, оставшиеся без наказания (т.е. без воспитания), становятся «незаконными детьми» (Евр. 12:7–8). При этом апостол прекрасно понимает, что «всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности» (Евр. 12:11).

 



 
PR-CY.ru