ИНДУЛЬГЕНЦИЯ

ИНДУЛЬГЕНЦИЯ (лат. indulgentia – снисхождение, милость, освобождение от долга) – в Римско-католической церкви освобождение от временного наказания за отпущенные в таинстве покаяния грехи, а после смерти – от страданий в чистилище, очищающих от неискуплённой вины за прощённые грехи. До конца XVI в. индульгенцией также называли соответствующую грамоту, извещавшую о таком освобождении (littera remissionis, littera indulgentialis, littera indulgentiae). Появление термина «indulgentia» в покаянной практике Западной церкви во многом было обусловлено его использованием в раннее Средневековье в светском праве, в том числе в Кодексе Феодосия, где им обозначался императорский эдикт, объявлявший амнистию некоторым преступникам, например, в день Пасхи. Длительное время в покаянной практике термин «indulgentia», обозначавший милость и милосердие к грешнику, употреблялся наряду с терминами «pax», «donatio», «condonatio», «remissio». В XI–XIII вв. освобождение от временного наказания за грехи (понимавшегося и как епитимия, и как наказание, налагаемое Богом в загробной жизни) обозначалось, как правило, терминами «remissio» и «venia» (например, в постановлениях Соборов католической церкви XI–XIII вв., в «Sententiarum Libri Quattuor» Петра Ломбардского, «Summa de paenitentia» Раймунда Пеньяфортского и др.), однако к XIV в. они были окончательно вытеснены термином «indulgentia». Индульгенция стала одним из проявлений длительного процесса смягчения покаянной практики. В VI–X вв. под влиянием обычаев Ирландской и Англосаксонской церкви в Европе сформировалась практика частного покаяния, важным элементом которой стала замена публичного покаяния, бывшего в древней церкви, длительными сроками епитимий, которые исполнялись после таинства покаяния. В покаянных сборниках (см. Пенитенциалий) была разработана подробная шкала наказаний (в том числе в виде пожертвований) в зависимости от тяжести совершённого греха – так называемое тарифицированное покаяние (см., например, «Пенитенциалий» Колумбана, «Пенитенциалий» Кентерберийского архиепископа Теодора, «Liber de remediis peccatorum» Йоркского архиепископа Эгберта и др.); подобное явление имело место и в византийской покаянной практике, отразившейся в «Канонарии монаха и диакона Иоанна» (середина IX в.). Новая практика предусматривала возможность замены одной епитимии другой (commutatio) или её смягчения при определённых условиях (redemptio). В VI–VII вв., вплоть до церковных реформ при Каролингах, представители знати нередко нанимали людей, чтобы они совершали за них епитимию. В рамках этой практики сформировались основные виды коммутации (замены) епитимий (например, вместо длительных строгих постов – молитвы, чтения псалмов, раздачи милостыни, паломничества), впоследствии ставшие основными делами милосердия, необходимыми для получения индульгенции.

 



 
PR-CY.ru