ИНДУЛЬГЕНЦИЯ - Страница 23

В отличие от Кодекса 1917 г. власть выдавать индульгенции в новом Кодексе чётко не ограничивается рамками юрисдикции: помимо Папского престола выдавать индульгенцию «могут лишь те, за кем эта власть признаётся правом», или те, кому она предоставлена Римским епископом. В Катехизисе Католической церкви (1992 г.), где учение об индульгенции даётся в статье «Таинство Покаяния и Примирения», в сжатом виде представлено изложение конституции «Indulgentiarum doctrina» с добавлением определения индульгенции, данного в Кодексе канонического права. Отличительной особенностью изложения Катехизиса является разъяснение понятия кары за грех. Вечная кара означает лишение «общения с Богом» и доступа к вечной жизни, что является следствием тяжкого греха. На этом основывается требование «нахождения в состоянии благодати» для получения индульгенции, т.е. отсутствия у получающего нераскаянных тяжких (смертных) грехов. Временная кара соотносится в Катехизисе с «неупорядоченной привязанностью к творениям», возникающей вследствие всякого греха; от этой привязанности «необходимо очиститься» либо на земле (в том числе посредством индульгенции), либо после смерти в чистилище. Провозглашая «Великий юбилей 2000 г.» буллой «Incarnationis mysterium» от 29 ноября 1998 г., папа Римский Иоанн Павел II объявил о предоставлении индульгенции всем «должным образом подготовленным» верующим во время празднования юбилея. Исходя из представленного в конституции «Indulgentiarum doctrina» учения, папа сделал акцент на понимании индульгенции как «дара милосердия Божия», необходимого для постепенного устранения зла, коренящегося внутри человека даже после раскаяния в таинстве покаяния. В приложении к булле давался декрет Апостольской пенитенциарии, устанавливавший правила получения индульгенции в юбилейный год. Основные нормы и правила получения индульгенции содержатся в «Enchiridion Indulgentiarum». Полную индульгенцию может получить только верующий, находящийся «в состоянии освящающей благодати», свободный от всякой привязанности к грехам. В «Enchiridion Indulgentiarum» придаётся большая значимость факту совершения благочестивых дел (opus operantis) с намерением получить индульгенцию, нежели самим этим делам (opus operatum). Для получения полной индульгенции помимо выполнения определённых условий необходимо участие в таинствах покаяния и евхаристии, а также молитва «в интенции папы» (oratio ad mentem Summi Pontificis, т.е. о чём молится Римский папа в этот месяц); достаточным признаётся прочтение молитв «Pater noster» и «Ave Maria» в день получения индульгенции. Привязанность к лёгким грехам не препятствует получению частичной индульгенции, однако для неё необходимо сердечное сокрушение (contritio cordis) и выполнение предписанных требований.

 



 
PR-CY.ru