ИНДУЛЬГЕНЦИЯ - Страница 21

Для обоснования древности учений об индульгенции и сокровищнице церкви конституция соотносит их с апостольскими призывами о молитве за грешных (ср.: Иак. 5:16; 1 Ин. 5:16), древним обычаем служения евхаристии по умершим, возношением христианской общиной молитв за отлученных и кающихся и с некоторыми примерами смягчения покаянной дисциплины в древней церкви. Уже с начала XIII в. благодаря Вильгельму Осерскому в схоластике утвердилось мнение о происхождении практики римской индульгенции от папы Григория I Великого. Идея древности индульгенции получила развитие в эпоху Контрреформации, когда католические богословы стали сравнивать индульгенцию с «письмами мира» («libellus pacis») – грамотами претерпевших мучения христиан к епископам общин, которые давались для воссоединения с церковью отступившим от христианской веры (lapsi) во время гонений, а также ссылаться на правила Анкирского собора 314 г. и первого Вселенского собора, дозволявшие епископам сокращать установленные сроки епитимий в зависимости от степени вины кающихся и в случае их деятельного раскаяния. В конституции особо подчёркивается роль епископов в определении «способа и меры удовлетворения», позволявшего заменять каноническую епитимию совершением дел благочестия и милосердия. Называя данные примеры «всегда существовавшей в Церкви уверенностью» в том, что её пастыри могут освобождать верующих от «остатков грехов», папа Павел VI, тем не менее, признаёт «постепенное развитие (proficio), но не изменение (non permutatio) учения и дисциплины Церкви», благодаря которому появилась и распространилась практика индульгенций в её современном виде. Особую роль в этом сыграли Римские епископы, которые в силу «полноты апостольской власти» постановили отпускать временную кару за совершение некоторых полезных для церкви дел. Это «отпущение временного наказания, должного за уже прощенные грехи» получило наименование индульгенции. В отличие от других путей «устранения остатков грехов» или «средств освящения и очищения» (евхаристия, таинство покаяния и другие таинства, дела благочестия и милосердия), в практике индульгенции церковь прибегает к силе молитвы, а также использует свою власть «служительницы искупления», распределяя верующим «сокровища удовлетворения Христа и святых для отпущения временного наказания». Предоставлением индульгенций церковная власть преследует цель не только помочь верным в очищении от временного наказания за грехи, но и побудить их к совершению дел покаяния и милосердия, которые ведут «к возрастанию в вере и в добрых делах». Высшей степенью милосердия является индульгенция за умерших посредством молитвенного заступничества. Получая индульгенцию, верующие должны смиренно осознавать невозможность собственными силами исправить то зло, которое они причинили себе и всей общности людей совершением греха, показывая «теснейшую связь, которой мы соединены во Христе».

 



 
PR-CY.ru