ИНДУЛЬГЕНЦИЯ - Страница 25

Особым случаем полной индульгенции является её дарование священником «в случае смерти» вместе с таинствами. В «Enchiridion Indulgentiarum» сохранены полная или частичная индульгенция для душ умерших, получаемые за сопровождаемое молитвой за усопших посещение кладбища в период с 1 по 8 ноября и за посещение храма или часовни в День поминовения усопших 2 ноября. В первые десятилетия после второго Ватиканского собора количество объявленных папами индульгенций было незначительно: юбилейные индульгенции в 1975 г. и по случаю 1950-летия смерти и Воскресения Христа (1983 г.), а также в честь «года Марии» (1987–1988 гг.), что повлияло на распространение у многих католиков восприятия индульгенций как необязательной практики, связанной с личным благочестием. Начиная с «Великого юбилея 2000 г.», способствовавшего постепенному восстановлению широкого использования индульгенций, и особенно при папе Римском Бенедикте XVI, происходит увеличение практики дарования индульгенций, в том числе в связи с какими-либо тематическими годами: «годом Евхаристии» (2005 г.), «годом апостола Павла» (2008 г.), «годом священства» (2009 г.), либо в связи с памятными событиями, например, 40-летием завершения второго Ватиканского собора (2005 г.), 150-летием явления Пресвятой Девы Марии в Лурде (2008 г.) и др. Несмотря на то что восходящее к XI в. католическое учение об индульгенции на протяжении последующих веков развивалось и подвергалось изменениям, главным в его содержании всегда остаётся признание индульгенции как освобождения от наказания (временной кары) за грехи. Таинство покаяния, через которое человек, глубоко и искренне раскаивающийся в своих грехах, получает прощение, оказывается с католической точки зрения недостаточным: грешнику, согласно католическому вероучению, нужно ещё понести наказание за грехи. На первый взгляд может показаться, что при таком понимании покаянной практики католическая церковь проявляет к грешнику большую строгость, чем православная церковь, как правило, не возлагающая на него после таинства покаяния никаких наказаний. На самом деле расхождение в покаянных практиках двух церквей вызвано иными причинами. Учение о наказании за грехи развивалось из широко распространённой на Западе в течение многих веков идеи Божественного правосудия, согласно которой согрешивший человек нарушил справедливость Божью и нанёс оскорбление Богу. Поэтому для примирения с Богом ему недостаточно одного лишь раскаяния в содеянном грехе в таинстве покаяния, которое лишь освобождает от виновности в совершённом грехе, но не от наказания за него. Грешнику необходимо также выполнить главное требование Божественной справедливости, согласно которому любой грех подлежит соответствующему наказанию.

 



 
PR-CY.ru