ИНДУЛЬГЕНЦИЯ - Страница 27

При таком понимании греха и наказания со всей очевидностью между этими двумя реальностями при всём их различии обнаруживается внутренняя, органическая связь, исключающая необходимость признаваемого католической церковью возмездия Божественного правосудия, а следовательно, исключающая и необходимость индульгенции как отпущения временного наказания за грех. Учение об индульгенции, с православной точки зрения, не только обнаруживает неправильное понимание католическими богословами наказания со стороны Бога, гораздо больший вред оно приносит тем, что многих христиан, уповающих на индульгенцию, лишает возможности принять это наказание, которое рождает «плод» праведной жизни. (Евр. 12:11). Пытаясь оправдать введение индульгенции в покаянную практику, католические богословы апеллируют к практике древней церкви и утверждают, что в ней имели место прообразы индульгенции – грамоты претерпевших гонения христиан «libeli pacis», которые давались отрекшимся от Христа для воссоединения с церковью. Однако «libelli pacis» не могут быть причислены к индульгенции: в них нет того разграничения между понятиями «отпущение грехов» и «отпущение временного наказания за грехи», которое стало основной отличительной особенностью католического учения об индульгенции. Древние грамоты не декларировали снятие наказания за грех богоотступничества. Их появление было вызвано всепрощающей христианской любовью и состраданием этих мучеников к тем, кто не смогли вынести тяжелейшие страдания за Христа. Грамоты мучеников – это скреплённое мученической кровью дерзновенное ходатайство о спасении погибающих, т.е. о возвращении падших в лоно церкви Христовой. В качестве довода в пользу индульгенции католические богословы и историки часто указывают их распространение не только на Западе, но и на Востоке. Действительно, начиная с XVI в. православные христиане Греческой церкви довольно широко, хотя и не официально в покаянной практике использовали «разрешительные грамоты», во многом схожие с индульгенцией. Статус официального церковного документа эти грамоты получают на Константинопольском соборе 1727 г., постановление которого гласит: «Оставление грехов в письменной форме, которое Восточная Христова Церковь именует «разрешительными грамотами», а латиняне – «индульгенциями»…, даётся Христом в святой Церкви. Эти разрешительные грамоты выдаются во всей Соборной Церкви четырьмя святейшими патриархами: Константинопольским, Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским». Практика использования «разрешительных грамот» просуществовала в Греции до середины ХХ в. С XIII по XVII вв. она применялась и на Руси. Однако наличие такой практики в Восточной церкви не является ни богословским, ни каноническим аргументом в пользу индульгенции и лишь свидетельствует о латинском влиянии на православную церковь в указанный период.



 
PR-CY.ru