ИЛАРИОН, Домрачёв - Страница 6

Учение о созерцании умом собственной светозарности заимствовано из сочинений Евагрия Понтийского. Иисусова молитва, по словам Илариона, должна быть постоянным деланием монаха: что бы ни делал, он должен произносить: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». Иларион подробно говорит об условиях, необходимых для того, чтобы молитва Иисусова принесла плод. Первое условие – внимание, достигаемое при помощи сосредоточения ума в груди или в горле. Другое условие – молитва должна совершаться в духе покаяния и самоосуждения. Смирение и молитва Иисусова неразрывно связаны; последняя не может принести плод без первого. Не менее важное условие – отказ от воображения, отрешение ума от всех образов и представлений: «Нужно чтобы ум, погружаясь в имя Иисус Христово, зрел в нём Самого Христа. Но как зреть? Во всех писаниях святых отец строго-настрого запрещается составлять умом какой-нибудь образ или представление или очертание, форму и фигуру». Ещё одно важное условие, необходимое для преуспеяния в молитвенном делании, – примирение с братиями, пребывание в мире с теми, кому человек вольно или невольно нанёс обиду. Наконец, постоянное чтение Евангелия способствует преуспеянию в Иисусовой молитве, поскольку помогает подвижнику всегда носить в сердце образ Христа. Главным плодом Иисусовой молитвы, по словам Илариона, бывает «чувство благодатного соприсутствия Господа Иисуса в сердце, то есть во храме внутреннего человека, уверительно слушаемое и осязательно чувствуемое. ...Его спасительное со-пребывание, Его жизнь и даже, если можно так выразиться как бы Его дыхание. ...В сем имени вечная жизнь, по присутствию и пребыванию в нём вечного Бога. ...Ум наш как бы сорастворяется с духовным, невидимым Существом Господа Иисуса Христа». Благодаря многолетнему пребыванию в Иисусовой молитве, постоянному призыванию имени Иисуса Христа подвижник делается «домом молитвы», ибо молитва «водворяется в душу человека» и «становится в нём действующим началом», покоряя все прочие склонности и расположения. Подвижник становится также и вместилищем Самого Бога, ибо Бог вселяется в его душу и преображает всё его естество. Исходной точкой учения об имени Божьем является мысль о том, что «в имени Божием присутствует Сам Бог – всем Своим существом и всеми Своими бесконечными свойствами... Для всякого верного раба Христова... Господь есть мысленное, духовное умосозерцаемое существо, таковое же и имя Его... Имя Господа Иисуса Христа нет возможности отделить от Его святейшего Лица». Имя Божие, по словам Илариона, «свято и даже источник святости, а потому от произношения его освящается воздух, освящаются уста твои, язык и тело твоё». Сказанное относится ко всякому имени Божию, в том числе и к имени Иисус, в котором Бог пребывает всей полнотой Божества. Поскольку Иисус Христос присутствует всюду, то и в имени Своём Он всецело и неизменно пребывает.

 



 
PR-CY.ru