ИЛАРИОН, Домрачёв - Страница 3

До последних дней жизни Иларион и его сподвижники оставались на полулегальном положении и испытывали давление как со стороны светских, так и со стороны духовных властей. Пример Илариона увлекал других иноков и послушников. Не страшась бед и лишений, какие ожидали их, они шли из монастыря в горы, вызывая тем недовольство со стороны настоятеля монастыря. Последний через духовное начальство возбуждал преследования против Илариона «как прельщающего лучших монахов и послушников уходить в пустыни. На самом же деле о. Иларион не только никого с собой не звал в пустыню, но всячески убеждал желавших следовать за ним, – оставаться в монастыре и подвизаться в послушании, ибо это есть самый лёгкий и верный путь к спасению. Годы уединения и пустынного молитвенного подвига привели схимонаха Илариона до весьма высокого духовного состояния – молитвенного созерцания. Плодом этого духовного опыта явилась книга “На горах Кавказа”». Книга «На горах Кавказа», содержащая описание бесед Илариона со старцем Дисидерием, впервые увидела свет в 1907 г.; деньги на её издание дала великая княгиня Елизавета Фёдоровна по рекомендации оптинского старца Варсонофия. Книга сразу же обратила на себя внимание как монашествующих в России и на Афоне, так и верующей интеллигенции, вызвав восторженные отклики. С одобрения духовно-цензурного комитета она была переиздана дважды – в 1910 и 1912 гг. (в последний раз – десятитысячным тиражом). «Эту книгу надо прочесть несколько раз, чтобы вполне воспринять всю глубину её содержания, – говорил о ней старец Варсонофий. – Она должна доставить громадное наслаждение людям, имеющим склонность к созерцательной жизни». Известный религиозный философ князь Евгений Николаевич Трубецкой после прочтения книги Илариона написал: «Эта книга прожгла мне душу. Ничего более чистого, прекрасного и святого из человеческих произведений я не читал. Это – человек, который видит Бога». Даже архиепископ Антоний (Храповицкий), которому суждено будет сыграть ключевую роль в разгроме имяславия, признавал, что книга Илариона «произвела большое впечатление на афонских монахов», так как «написана ярко, с большим подъёмом». Основной темой книги является не теоретическое оправдание имяславия, а практическое руководство к Иисусовой молитве, поэтому исследователи не советуют видеть в книге «манифест имяславия». Более того, они считают, что ошибкой было бы рассматривать учение об имени Божьем, изложенное в книге «На горах Кавказа», исключительно через призму полемики, развернувшейся вокруг имяславческой литературы в 1910 гг.

 



 
PR-CY.ru