ИМЯСЛАВИЕ - Страница 76

На основе этих положений и должны рассматриваться вопросы о природе имени Божия, поднятые в ходе имяславских споров. Можно ли утверждать, что «имя Божие есть Сам Бог»? Нельзя, если понимать это утверждение как отождествление, т.е. считать, что Бог и имя Божие – одно и то же; если считать Бога именуемым; если считать, что сущность Божия может быть адекватно выражена при помощи того или иного имени Божия. Но можно, если это утверждение понимать в смысле присутствия в имени Божьем Самого Бога. Ввиду того что данное утверждение открыто к различного рода ошибочным толкованиям, оно не может считаться догматической формулой, адекватно выражающей суть православного учения об имени Божьем: оно указывает лишь на то, что в молитве имя Божие не отделяется от Самого Бога (в этом смысле оно употреблялось и Иоанном Кронштадтским). Можно ли утверждать, что «имя Божие есть энергия Божия»? Нельзя, если термин «энергия» употреблять в паламитском смысле, имея в виду совечную Богу и неотъемлемую от Его естества энергию, присущую Ему вне зависимости от бытия тварного мира. Менее уязвимыми являются следующие формулировки: в имени Божьем действует Бог; в имени Божьем присутствует энергия Божия. Является ли имя Божие достопоклоняемым? Да, при условии, что поклонение воздаётся не внешней оболочке имени, но Самому Носителю имени, т.е. Богу. Можно ли говорить об особой силе, присущей имени Божию? Можно, если под этой силой понимать силу Божию, действующую через имя Божие. Нельзя, если буквам и звукам имени Божия придавать магический смысл, если утверждать, что имя Божие в самой своей внешней оболочке обладает особой силой, отдельной от силы Божьей. Есть ли основания утверждать, что имя Божие выше, чем икона, крест и другие священные символы? Достаточных оснований для такого утверждения в патристической традиции нет. Однако в ветхозаветном культе имя Божие занимает более важное место, чем икона в христианской церкви: икона является изделием рук человеческих, тогда как священное имя Яхве воспринимается в Ветхом Завете как открытое Самим Богом. В практике Иисусовой молитвы произнесение имени Иисуса Христа также имеет большее значение, чем икона. В то же время имя Божие, крест и икону едва ли уместно выстраивать в какую бы то ни было иерархию. При оценке имяславского учения в свете библейской, литургической и патристической традиций церкви необходимо учитывать, что понимание имени Божия у имяславцев в целом соответствовало Библии и литургическому опыту и по существу не противоречило восточнохристианской патристической традиции, хотя в отдельных пунктах от него отклонялось.

 



 
PR-CY.ru