ИМЯСЛАВИЕ - Страница 74

В итоге молитва именем Иисусовым делает людей причастниками славы Божьей, вселяет в них «мир, превосходящий всякий разум». Имя Иисуса Христа, согласно архимандриту Софронию, для верующего «подобно высокой крепостной стене», препятствующей врагу проникнуть внутрь. Иисусова молитва выводит человека за пределы молитвы о самом себе и подвигает его к молитве за мир: «Молитва Его Именем даёт душе силу не только противостоять вредным влияниям извне, но и больше того: возможность влиять на среду, в которой живём: как бы исходить из внутренней глубины сердца и общаться с братьями в любви и мире. Умножающийся мир и любовь, заповеданная Богом, – становятся источником горячей молитвы за весь мир. Дух Христа выводит нас на просторы любви, обнимающей всю тварь». Говоря о действии имени Иисусова в Божественной литургии, архимандрит Софроний описывал свой опыт. Призывание имени Божия может оказать на священнослужителя столь сильное действие, что заставит его по-новому воспринять литургию, ощутить присутствие Бога в самом себе, в Святых Дарах, в словах богослужения: «Помню, я начал молитву Господню “Отче наш”, и моя душа замерла в блаженном ужасе. Пойти дальше я не мог. Ум остановился; всё во мне замолкло... По прошествии некоторого времени, скорее долгого, нечто подобное произошло со мною при призывании Имени Иисуса Христа. В тот час я вынужден был прекратить произносить сие Имя: действие его было слишком могучим; душа, без слов, без мыслей, была в трепете от близости Бога. Тогда мне приоткрылась тайна священнослужения. На другой день я совершал литургию, и Христос-Бог был во мне, и со мною, и вне меня, и в святых тайнах Тела и Крови Его. И Имена Божии, и слова литургических текстов – выходили из уст, как пламя. В таком состоянии я пребыл три дня, и затем умалилась интенсивность переживания. Но память о нём резцом выгравировал Господь в уме и сердце моём». Трактат архимандрита Софрония (Сахарова) «О молитве Иисусовой» является последним по времени «имяславским» сочинением, написанным в XX в. Ценность трактата заключается в том, что его автором является не просто богослов, сумевший оценить афонские споры со стороны, но человек, сам проживший много лет на Святой Горе и познавший силу имени Божия в своём собственном молитвенном и литургическом опыте. Воздерживаясь от догматизации этого опыта, архимандрит Софроний, однако, безусловно убеждён в его подлинности. В своих высказываниях об имени Божьем он близок к протоиерею Сергию Булгакову. Разница между ними заключается лишь в том, что архимандрит Софроний не употреблял имяславскую формулу и не называл имя Божие Богом, хотя вплотную подходил к такому утверждению, когда говорил об имени Божьем как энергии Божьей, а энергию называл «Божеством».

 



 
PR-CY.ru