ИМЯСЛАВИЕ - Страница 75

Кроме того, архимандрит Софроний не ставил имя Божие выше иконы и не отождествлял его с Фаворским светом, но сравнивал его с иконой и говорил о том, что оно может стать причиной пришествия божественного света. В главном же архимандрит Софроний сходится с протоиереем Сергием Булгаковым – а именно, в том, что имя Божие есть энергия Божия, вместилище присутствия Божия, онтологически связанное с Самим Богом. Поместный Собор РПЦ 1917–1918 гг. лишь наметил основные вопросы, без ответа на которые взвешенная церковная оценка имяславских споров невозможна. В конце 1990-х гг. Синодальная богословская комиссия РПЦ включила вопрос об имяславии в реестр тем, подлежащих обсуждению. Таким образом, в настоящее время допустимы лишь предварительные суждения об имяславии. История споров показывает, что они были вызваны не простым недоразумением, недопониманием, неточностью отдельных формулировок. В ходе споров выявились два принципиально разных подхода к природе имени вообще. В одном случае имя рассматривается как нечто неразрывно связанное с предметом, неотделимое от предмета, выражающее сущность предмета. В другом – в имени видят лишь добавленный к предмету опознавательный знак, перемена которого никак не влияет на сущность предмета. Первое представление характерно для Библии, для античной философии (оно встречается, в частности, в платоновском «Кратиле»), для православного богослужения, для восточнохристианской аскетической традиции (в особенности для практики Иисусовой молитвы), для некоторых учителей церкви (например, для Оригена) и для некоторых русских богословов (в особенности для Филарета Московского и Иоанна Кронштадтского). Второе также отражено в античной философии (в частности, у Аристотеля) и у многих восточных отцов церкви (в частности, у великих каппадокийцев). Об имени Божьем и имени Иисус отдельные восточнохристианские авторы писали по-разному. Тем не менее, в высказываниях отцов Восточной церкви есть некоторое единство по следующим пунктам: 1) имя Божье не тождественно и не совечно Богу (было, когда у Бога не было имени, и будет, когда у Него не будет никакого имени), оно не является неотъемлемой принадлежностью божественной сущности, имя Божие есть средство общения между Богом и человеком. 2) Бог неименуем; никакое имя не может объять собою и адекватно выразить божественную сущность; все имена Божьи указывают на те или иные свойства Бога, но ни одно из них не может дать полного и всестороннего представления о Боге. 3) Имена Божьи заимствованы из различных действий Бога по отношению к тварному миру и потому являются собственно именами энергий Божьих; энергии Божьи совечны Богу и неотделимы от божественной сущности; имена Божьи, напротив, не совечны Богу. 4) Имена Божьи существуют для человека и на человеческом языке; даже когда Сам Бог называет Себя теми или иными именами, Он пользуется именами, которые существуют на языке человека. 5) У каждого из имён Божьих есть внешняя оболочка (буквы и звуки) и есть внутреннее содержание; внешняя оболочка может меняться в зависимости от языка, контекста, способа произнесения и написания, но внутреннее содержание остается неизменным. 6) Бог присутствует во всяком Своём имени; Его присутствие ощущается, когда имя Божье произносится с верой и благоговением, и остаётся неощутимым, когда имя Божье произносится всуе. 7) Всякое имя Божье достопоклоняемо, наряду с другими священными символами, такими как икона и крест; достопоклоняемой является не внешняя оболочка имени, а его внутреннее содержание; почитая имя Божье, человек воздаёт славу Богу: честь, воздаваемая образу, восходит к Первообразу. 8) В имени Божьем нет какой-либо собственной, автономно или магически действующей силы; через имена Божьи действует Сам Бог. 9) В молитве имя Божье неотделимо от Самого Бога. 10) Имя Иисус относится к человеческой природе воплотившегося Слова, но может указывать также на Его божественную природу; как и всякое имя Божье, оно является достопоклоняемым.

 



 
PR-CY.ru