ИМЯСЛАВИЕ - Страница 71

Боговоплощение, ставшее итогом и вершиной всех откровений Божьих, поворотным пунктом человеческой истории, принесло миру новое имя Божие – Иисус. Имя Иисус указывает на Бога как на Спасителя, делающего людей Своими сынами: «Имя Иисус, прежде всего, открывает нам смысл или цель прихода Бога во плоти: «нашего ради спасения». Восприятие Богом нашего естества указывает на возможность и для нас стать сынами Бога». Архимандрит Софроний неоднократно говорил о величии имени Иисусова и подчёркивал его тринитарный характер: «Велико Имя Аз есмь; велико Имя Святой Троицы; так же велико и Имя Иисус. О Его Имени возможно сказать многое: оно неисчерпаемо в своём содержании; оно принадлежит Тому, Кому всё сущее обязано своим бытием… Во внутритроичной жизни Он обращён к Отцу; в акте же творения тот же Логос обратился к сотворённым по образу Его»; «Имя Иисус – значит Бог-Спаситель; как таковое, оно может быть отнесено ко Святой Троице; возможно отнесение его к каждой Ипостаси отдельно. Но в молитве нашей Имя Иисус употребляется исключительно как собственное Имя Богочеловека, и ум наш обращён при этом вниманием к Нему»; «Призывать Имя Иисуса с возможно полным сознанием того, что оно несёт в себе, значит уже реально быть в единстве с Богом Святой Троицей. Сей Бог открылся нам в Его новом отношении к человеку: уже не как Творец, но как Спаситель мира: как свет Истины и истинной вечности». Вслед за Димитрием Ростовским, схимником Иларионом и иеросхимонахом Антонием архимандрит Софроний говорил о предвечном бытии имени Иисус, являющегося следствием божественного откровения, а не продуктом человеческой деятельности. Как и протоиерей Сергий Булгаков, архимандрит Софроний подчёркивал вселенский, метакосмический характер этого имени: «Имя Иисус было дано по откровению Свыше. Оно исходит из вечной Божественной сферы, и никак не является измышлением земного разума, хотя и выражено тварным словом. Откровение есть акт – энергия Божества, и, как таковая, принадлежит иному плану и трансцендирует космические энергии. В своей надмирной славе Имя Иисус – метакосмично. Когда мы произносим сие Имя Христа, призывая Его к общению с нами, то Он, всё наполняющий, внимает нам, и мы входим в живой контакт с Ним». Архимандрит Софроний называл имя Иисус энергией Божьей в том смысле, что это имя является соединительным звеном между человеком и Богом: благодаря его благоговейному и молитвенному произнесению человеку сообщается энергия Божия, подаётся присутствие Божие и нетварный божественный свет.

 



 
PR-CY.ru