ИМЯСЛАВИЕ - Страница 8

4 мая состоялось ещё одно собрание братии с участием представителей кинота. Вновь читалась патриаршая грамота. Но когда чтец дошёл до упоминания о том, что имяславие было осуждено богословами с острова Халки, монах Ириней прервал чтеца словами: «Слышите, братия! В Халке! Что такое Халка, мы не знаем. Покажите из святых отцов, а Халки мы не признаём». После окончания чтения имяславцы иеродиакон Игнатий и иеромонах Варахия стали убеждать монахов не признавать грамоту патриарха. Поднялся шум. Гостивший в то время в монастыре преподаватель Московской духовной академии иеромонах Пантелеимон (Успенский) попросил слова и начал доказывать, что существо Божие нужно отличать от имени Божия и что имя Божие не может быть названо Богом. Выступление иеромонаха Пантелеимона вызвало ещё большее возмущение. Весной 1913 г. проблематика имяславских споров обсуждалась в Святейшем Синоде. По поручению Синода архиепископ Антоний (Храповицкий), епископ Никон (Рождественский) и Сергей Викторович Троицкий осуществили критический разбор учения имяславцев. На основании их докладов Синоду архиепископ Финляндский Сергий (Страгородский) написал «Послание к чадам Православной Церкви», где обвинил имяславцев в магизме: «Молитва Иисусова, будто бы, спасительна потому, что самое Имя Иисус спасительно, – в нём, как и в прочих Именах Божиих, нераздельно присутствует Бог… Но это противоречит прямым словам Господа: «Не всякий глаголяй Ми: Господи, Господи» и проч. Если бы новое учение было право, тогда можно было бы творить чудеса именем Христовым и не веруя во Христа, а Господь объяснял апостолам, что они не изгнали беса «за неверствие» их… Главное же, допускать (вместе с о. Булатовичем), что «самым звукам и буквам имени Божия присуща благодать Божия» или (что, в сущности, то же самое) что Бог нераздельно присущ Своему имени, значит, в конце концов, ставить Бога в какую-то зависимость от человека, даже более: признавать прямо Его находящимся как бы в распоряжении человека. Стоит только человеку (хотя бы и без веры, хотя бы бессознательно) произнести Имя Божие, и Бог как бы вынужден быть Своею благодатью с этим человеком и творить свойственное Ему. Но это же богохульство! Это есть магическое суеверие, которое давно осуждено Святой Церковью». Кроме того, имяславцы были обвинены в пантеизме: «Новые учители смешивают энергию Божию с её плодами, когда называют Божеством и даже Самим Богом и Имена Божии, и всякое слово Божие, и даже церковные молитвословия, т.е. не только слово, сказанное Богом, но и все наши слова о Боге… Но ведь это уже обоготворение твари, пантеизм, считающий всё существующее за Бога». В заключительной части послания говорилось о том, что Святейший Синод присоединяется к решению патриарха и Синода Константинопольской церкви, осудивших новое учение «как богохульное и еретическое».

 



 
PR-CY.ru