ИМЯСЛАВИЕ - Страница 7

Император Николай II, просмотрев отчёт, подчёркнул в нём фразу: «Государственная власть, которая неосторожно задела бы эти два дорогие для народа имени, вступила бы на очень опасный путь», – имелись в виду имена Святой Горы Афон и праведного Иоанна Кронштадтского. Об этой «высочайшей отметке» С.Д. Сазонов 12 апреля 1913 г. сообщил обер-прокурору В.К. Саблеру. По неизвестным причинам отношение министра было зарегистрировано в канцелярии обер-прокурора лишь почти год спустя, 10 февраля 1914 г. 18 февраля В.К. Саблер приобщил отношение министра к делу, так и не доведя «высочайшую отметку» до сведения Синода. В марте, апреле и мае 1913 г. продолжались интенсивные сношения между Санкт-Петербургом и Константинополем по вопросу о новой «ереси». 11 марта в Синоде обсуждался вопрос об изыскании мер против иеросхимонаха Антония (Булатовича), Киевскому митрополиту Владимиру было поручено составить послание патриарху Герману. Синод решил также обратиться в Министерство иностранных дел с требованием выселить Антония Булатовича из Санкт-Петербурга. Однако 20 марта с Антонием Булатовичем встретился В.К. Саблер, который предложил ему остаться в столице до разрешения ситуации. В связи с этим обстоятельством Синод просил епископа Никона (Рождественского) ускорить подготовку отзыва на книгу «На горах Кавказа». 5 апреля патриарх Герман послал на Афон грамоту, в которой назвал имяславие «новоявленным и неосновательным учением», составляющим «хульное злословие и ересь» и ведущим к пантеизму. В тот же день в Константинополе был произведён суд над прибывшим туда архимандритом Давидом (Мухрановым). Об этом суде у исследователей есть два противоречивых свидетельства. По словам настоятеля Андреевского скита архимандрита Иеронима, на суде архимандрит Давид «отказался от своих мнений, возлагая всю вину в смуте на Булатовича, и объяснил, что он верует так же, как учит св. Православная Церковь, причём дал подписку, что он признаёт законным игуменом архимандрита Иеронима и отказывается от игуменства, и даже не дерзнёт вступить ногой в игуменские покои». По свидетельству иеросхимонаха Антония (Булатовича), «от архимандрита Давида не потребовали ни покаяния, ни отречения от его «ереси», но свободно отпустили его обратно на Святую Гору под условием лишь отказа от игуменства в Андреевском скиту, чего добивалось наше посольство». 16 апреля архимандрит Давид вернулся на Афон. 3 мая 1913 г. в Покровском соборе Пантелеимонова монастыря состоялось собрание иноков с участием представителей афонского кинота, которые зачитали грамоту Константинопольского патриарха, осуждавшую имяславцев. Братии было предложено подписаться под грамотой. Против этого выступил монах Ириней (Цуриков), убедивший монахов не подписываться.

 



 
PR-CY.ru