ИМЯСЛАВИЕ - Страница 5

В результате этих событий 18 монахов Андреевского скита во главе с игуменом Иеронимом оказались за воротами обители; потом к ним примкнуло ещё около 30 иноков. По приказу губернатора Афона в скит для усмирения бунта явились солдаты, которые заняли посты у всех ворот. Игумен Иероним направил докладную записку о беспорядках в скиту в российское посольство в Константинополе. Телеграмма о бунте «секты еретиков» была послана также в Синод; заслушав телеграмму, Синод посоветовал игумену Иерониму вернуться в скит. 20 января на Афон прибыл вице-консул российского посольства В.С. Щербина. 21 января он присутствовал на Соборе братии Пантелеимонова монастыря, а затем прибыл в Андреевский скит, где заявил, что правительство требует восстановления игумена Иеронима. В начале февраля иеросхимонах Антоний (Булатович) покинул Афон и отправился в Россию с надеждой на расследование афонских событий Святейшим Синодом. После отъезда Антония Булатовича лидерство в стане имяславцев фактически перешло к монаху Иринею (Цурикову). Будучи певчим Пантелеимонова монастыря, именно он в начале января 1913 г. возглавил оппозицию монахов против настоятеля монастыря архимандрита Мисаила, а с 23 января по 6 июля 1913 г. фактически руководил действиями имяславцев Пантелеимонова монастыря. Основное ядро имяславской партии, состоявшее примерно из 20 иноков (которых игумен Мисаил называл «революционным комитетом»), сплотилось вокруг Иринея. С апреля 1913 г. к ним примкнул бывший синодальный миссионер игумен Арсений, после прибытия на Афон ставший на сторону имяславцев. Российская церковная власть безоговорочно поддержала противников имяславия. В Святейшем Синоде росла обеспокоенность ситуацией, которая складывалась в русских обителях Афона. В январе 1913 г. в борьбу против имяславия включился влиятельный иерарх, член Синода и Государственного Совета епископ Никон (Рождественский). Он направил на Афон послание, в котором призвал святогорцев отказаться от чтения книги «На горах Кавказа», «послужившей причиной разномыслия в великом деле иноческом». Епископ Никон предупреждал русских афонитов, что, если они не подчинятся решению Константинопольского патриарха и Синода, «то греки отнимут у русских и монастыри, обвинив их в ереси». В заключение послания он указывал на то, что обе стороны «внесли уже много страстного в свою полемику: одни, как слышно, дерзали попирать ногами записочки со святейшим Именем Господа Иисуса Христа, другие называли еретиком даже Архиепископа. И те и другие подлежат строгой епитимии: споры произошли лишь от разного понимания выражений в книге схимонаха Илариона, а это ещё не ересь».

 



 
PR-CY.ru