ИМЯСЛАВИЕ - Страница 2

В 1912 г. полемика по вопросу о почитании имени Божия вступила в новую фазу: споры начались в России на страницах церковных и светских периодических изданий. В мае к полемике подключился архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий), один из наиболее влиятельных в то время иерархов Русской церкви, член Святейшего Синода. Он опубликовал комментарий к книгу «На горах Кавказа» в подконтрольном ему журнале «Русский инок», где писал: «Самое имя Иисус не есть Бог, ибо Иисусом именовались и Иисус Навин, и Иисус Сын Сирахов, и Первосвященник Иисус Сын Иоседеков. Неужели они тоже боги? Сообщение автора о том, что многие, прочитав критику на его книгу, перестали творить Иисусову молитву, либо вымысел, потому что сею молитвою занимались люди и не разделявшие суеверий автора, либо весьма отрадное, – если сию молитву перестали творить те, кто соединял с ней нелепое суеверие и, следовательно, творил молитву, будучи в прелести. Скорблю о том, что из-за этой книги произошло на св. Афоне великое смятение и ссоры… Это никого не радует, кроме диавола, воспользовавшегося высокоумием мало учившегося богословию автора и исполнившего его последователей таким гневом». Ответом на публикации в «Русском иноке» стали статьи иеросхимонаха Антония (Булатовича) в защиту имяславия. В 1912 г. во время Великого поста он написал статью «О молитве Иисусовой», которую опубликовал отдельной брошюрой после одобрения её Санкт-Петербургским духовно-цензурным комитетом. В этой статье, насыщенной ссылками на Священное Писание и на труды Иоанна Кронштадтского, он писал: «Истинная, живая христианская вера, как душа с телом, всегда соединяется с пламенной молитвой к Господу, а вместе с тем и с живою верою в силу молитвенного призывания Имени Божия. Без веры во Имя Божие, без исповедания, что с Именем Божиим соприсутствует Сам Бог, что с Именем Иисусовым соприсутствует Сам Иисус… невозможно стать искусным молитвенником, невозможно привести душу в сыновние чувства к Богу и познать Иисуса, живущего во Имени Своем». В середине мая 1912 г. иеросхимонах Антоний приступил к созданию своего главного богословского труда – «Апологии веры в Божественность Имен Божиих и Имени «Иисус» (Против имеборствующих)». К работе над ним он привлёк и других иноков, которые присылали ему выписки из сочинений св. отцов, в которых упоминалось об имени Божьем. Закончив книгу, иеросхимонах Антоний переписал её на восковых листах и размножил на гектографе в количестве 75 экз. 24 июля он вручил этот труд игумену Андреевского скита Иерониму.

 



 
PR-CY.ru