ИЛЬИН Иван Александрович - Страница 8

В эмиграции И.А. Ильин стал одним из главных идеологов русского Белого движения, сотрудничал с генералами Алексеем Александровичем фон Лампе, Петром Николаевичем Врангелем, был составителем «Девизов Белого движения» и ряда статей, посвящённых Белой идее. Участвовал в работе Российского Зарубежного съезда (Париж, 1926 г.). В 1930 гг. сотрудничал с праворадикальной молодёжной организацией «Национально-Трудовой Союз Нового Поколения» (НТСНП), в издательстве которой вышли его брошюры «О России: Три речи» (1934 г.), «Творческая идея нашего будущего» (1937 г.), «Основы борьбы за национальную Россию» (1938 г.). Одна из ключевых тем этих брошюр (как и многих других книг и статей И.А. Ильина периода эмиграции) – значение православия в истории России и в формировании русского национального характера. Так, в первой брошюре он писал, что именно из глубины православия родилась у русских «уверенность, что священное есть главное в жизни и что без священного жизнь становится унижением и пошлостью... К самому естеству русской народной души принадлежит это взыскание Града. Она вечно прислушивается к поддонным колоколам Китежа... Православие научило нас освящать молитвою каждый миг земного труда и страдания». Размышления о России и православии И.А. Ильин суммировал в статье «Что дало России православное христианство», написанной в феврале 1938 г. (статья была включена в брошюру «Основы борьбы за национальную Россию» в качестве четвёртой главы). В своих работах он неоднократно останавливался на значении церкви и особо отмечал завещанный со времён русской древности – от Феодосия Печерского и Сергия Радонежского до патриарха Филарета (Романова) – идеал взаимной независимости церкви и мирской власти при творческом сотрудничестве в едином деле Божьем на земле. «Церковь учит, ведёт, наставляет, советует и помогает: укрепляет, благословляет и очищает, но не посягает, не властвует, не повелевает и не порабощает... Она – власть, но не от мира сего; она духовник и ангел-хранитель. А государство – бережёт, обороняет, покоит Церковь и предоставляет ей всё необходимое; проверяет себя голосом Церкви, ищет совета, духовного умудрения и совестной чистоты». При этом государство также «не посягает на Церковь, не возглавляет её, не предписывает Церкви её духовного закона и строя». Для восстановления такой традиции, по мысли И.А. Ильина, необходимо в том числе «поколение мудрых и сильных характеров в современной церковной иерархии». В середине 1930 гг. И.А. Ильин сотрудничал с организацией «Русская братская помощь» (Russische Bruderhilfe), которая устраивала в разных городах Германии его публичные лекции о гонениях на церковь в России и печатала некоторые из этих лекций. Среди публикаций – брошюры «Что говорит мученичество Церкви в Советской России Церквам остального мира?» (1936 г.), «Мученичество Церкви в России», «Христианство и большевизм», «Наступление на Восточную Церковь» (1937 г.).

 



 
PR-CY.ru