ИЛЬИН Иван Александрович - Страница 3

Помимо преподавательской и переводческой деятельности в эти годы И.А. Ильин выступал с докладами в Московском психологическом обществе (в 1921 г., после смерти Льва Михайловича Лопатина, избран председателем общества). В 1917 г. избран председателем Общества младших преподавателей Московского университета, в 1921 г. выбран в члены правления Московского юридического общества. Многие лекции и доклады И.А. Ильина были опубликованы: «Введение в философию права» (Вступление. Этика. М., 1912 г.), «Введение в философию: Философия как духовное делание» (М., 1913 г.), «Философия Фихте как религия совести» (М., 1914 г.), «История древней философии» (М., 1916–1917 гг.), «О патриотизме» (М., 1918 г.), «Религиозный смысл искренности» (М., 1921 г.), «Основные задачи правоведения в России» (М., 1922 г.). В 1915 г. опубликовал работу «Общее учение о праве и государстве». 22 февраля 1914 г. И.А. Ильин выступил с докладом «Учение Гегеля о сущности спекулятивной мысли», который положил начало серии из шести работ о Георге Вильгельме Фридрихе Гегеле: «Учение Гегеля о реальности и всеобщности мысли» (1914 г.), «Проблема оправдания мира в философии Гегеля» (1916 г.), «Логика Гегеля и её религиозный смысл» (1916 г.), «Учение Гегеля о свободе воли» (1917 г.), «Учение Гегеля о морали и нравственности» (1917 г.), – вошедших в магистерскую диссертацию «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека» (М., 1918 г.); на защите диссертации (1918 г.) оппонентами выступили П.И. Новгородцев и Евгений Николаевич Трубецкой, И.А. Ильину были присуждены две степени – магистра и доктора государственных наук. Философия Гегеля, согласно И.А. Ильину, проистекает из предметного созерцания и полноты духовного опыта. Именно в «борьбе за самостоятельный, подлинный опыт», «за истинное, предметное знание» заключается «высшая и основная задача истории философии». Согласно И.А. Ильину, предмет познания для Гегеля – объективное, живое, творческое Понятие, представляющее собой абсолютную реальность, – в своей конкретности есть «идея христианской любви, заимствованная из Евангелия и вплетённая в логическое мышление»; для Гегеля это живое Понятие есть не что иное, как Бог, и его философия, таким образом, – «своеобразное созерцательное познание Бога, или спекулятивная теология». В непонимании этого И.А. Ильин видел существенную ошибку Карла Маркса, Фридриха Энгельса и так называемых левых гегельянцев. И.А. Ильин истолковывал духовную эволюцию Г.В.Ф. Гегеля как переход от изначальной концепции панлогизма к пантелеологизму. Бог в этом смысле для Г.В.Ф. Гегеля идентичен диалектически развёрнутому духовному миру, а философию Г.В.Ф. Гегеля И.А. Ильин определял как «акосмический пантеизм». По отзывам современников, книга И.А. Ильина – «самое значительное явление русского гегельянства», «некоторые части его книги, и прежде всего трактовка метода Гегеля, есть лучшие страницы русской, если не сказать мировой, литературы» о Гегеле.

 



 
PR-CY.ru