ИЛЬИН Иван Александрович - Страница 5

В статье «Корень зла» (декабрь 1917 г.) И.А. Ильин осмысливает процесс, переживаемый Россией, как «органическое крушение самодержавия и как разложение созданного им уклада духовной жизни», породившие «недуг государственного правосознания» вследствие отлучения подданного от власти и от государственного дела. Вместе с тем, говоря о юнкерах, павших в боях с большевиками в октябре- ноябре 1917 г., в статье «Ушедшим победителям» И.А. Ильин выразил уверенность в исторической гибели большевиков. Осмысление революции он продолжал на протяжении всей жизни. Специально эту тему затрагивал в лекциях «О религиозном кризисе наших дней» (1922 г.), «Мировые причины русской революции» (1928 г.), в заметках, собранных и опубликованных Николаем Петровичем Полторацким под названием «О революции» (1983 г.). Многие рукописные заметки И.А. Ильина на эту тему были обобщены Н.П. Полторацким в статье «Записи И.А. Ильина о русской революции и большевизме» (1983 г.). Среди общих причин и источников революции И.А. Ильин придавал наибольшее значение причинам духовного порядка – ослаблению «духовной очевидности», религиозности, патриотизма и правосознания в душах современных людей; применительно к революции в России – государственной слабости интеллигенции, «религиозной невоспитанности национального характера», культурной и хозяйственной отсталости, исторической неустроенности русского крестьянства. В лекции «О религиозном кризисе наших дней» И.А. Ильин, говоря о том, что «духовная сопротивляемость современного человечества подорвана его религиозной беспочвенностью», вместе с тем высказывает убеждение в грядущем религиозном (христианском) возрождении человечества, которое он видит на пути возрождения «нормального и, соответственно, идеального религиозного опыта». Вскрыть природу такого опыта он считал важнейшей задачей современной философии религии: «Это должно быть описательным учением о том состоянии души, в котором жили, творили и учили великие религиозные вожди человечества» (такую задачу И.А. Ильин впоследствии осуществил в сочинении «Аксиомы религиозного опыта»). Только восстановив в себе целостное, «до дна искреннее» отношение к Божеству, – в мысли, в воображении, в чувствовании, в воле и в делании, – можно будет, согласно И.А. Ильину, «вновь подойти к постижению и усвоению утраченного нами религиозного опыта самого Христа». В качестве примера глубочайшего православного истолкования «опыта Христа и Его учения» И.А. Ильин приводит учение Макария Великого об обожении, т.е. о «созидании в самом себе подлинного сына Божия». При этом И.А. Ильин, отмечая, что только христианская церковь «может открыть человечеству доступ к духовной цельности в христианском религиозном опыте», видит одну из задач церкви в христианизации тех сил, под властью которых произошло отступление человечества от христианства; «эти силы – наука, государство, искусство, хозяйство – сами по себе не только не противорелигиозны, но при верном делании ведут к Богосозерцанию».

 



 
PR-CY.ru