ИЛЬИН Иван Александрович - Страница 28

Здоровое правосознание зиждется на три главных аксиомах: «чувстве собственного духовного достоинства, способности к самообязыванию и самоуправлению и взаимном уважении и доверии людей друг к другу». Эти аксиомы учат человека самостоянию, свободе, совместности, взаимности, солидарности и духовной воле. Отсюда проистекает представление И.А. Ильина о государстве как об «организованном единении духовно солидарных людей, понимающих мыслью свою духовную солидарность, приемлющих её патриотическою любовью и поддерживающих ее самоутвержденною волею». При верном подходе право, государство, правосознание и политика могут служить братству и свободе в согласии «с духом евангельского учения». С учением о правосознании тесно связано его учение о монархии и республике: без монархического или республиканского народного правосознания не может быть настоящей монархии или республики. Наиболее совершенной, с точки зрения И.А. Ильина, является та политическая форма правления, которая «воспринимает в себя дух христианства и пропитывает ритм политического единения – началами любви, уважения и доверия, началами духовного самоутверждения, бытового-земного самоотвержения и героизма». И в монархии, и в республике есть свои преимущества и недостатки. Главный недостаток республиканской формы правления И.А. Ильин видел в том, что она исходит из отрицания вечных религиозно-органических основ народного правосознания. Для монархического правосознания, в отличие от республиканского, характерны религиозно-мистическое созерцание верховной власти, олицетворение народа, государства и власти в монархе, пафос доверия и верности к главе государства, культ верного и справедливого ранга, чести, традиции. На высоком уровне монархическое правосознание может вобрать в себя и достоинства республиканского уклада души, в том числе любовь к свободе и праву. И.А. Ильин был сторонником самодержавной монархии (не конституционной и не абсолютистской), которую он понимал как явление правовое («самодержавный монарх знает законные пределы своей власти и не посягает на права, ему не присвоенные»), не исключающее местного самоуправления и народного представительства. Применительно к России он считал монархию наиболее подходящей формой правления (с учётом особенностей русского правосознания, национального характера, территориальных размеров страны, численности, многонационального и разноверного состава населения, а также с учётом климата и природы).

 



 
PR-CY.ru